Террор "Тяп-Ляпа" в Казани, 1977-1978 годы
Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, еще в 1970-е. Одна из самых жестоких группировок, "Тяп-Ляп" в 1977-78 годах проводила массовые избиения и убийства граждан на улицах. До сих пор никто не берется объяснить, чем вызван перманентный беспредел в "поволжской Чечне".
Если о Кавказе (Северном и Закавказье), как территории с особым статусом в государстве, российский читатель что-то еще знает, то вот о Татарстане — почти нет. А ведь в советское время эта поволжская республика могла дать фору тем же Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР, Грузии — по беспределу, происходившему в ней. В 1970-е Татарскую АССР заполонили жестокие банды, терроризировавшие власть и простых людей. Что интересно, силовики до определенного момента не боролись с ними, боясь подставиться перед вышестоящим начальством — ведь в то время считалось, что бандитизм в СССР искоренен, а наличие на какой-то территории сплоченных криминальных, а то и террористических групп — это повод для чинуш расстаться со своими должностями (как минимум).
До сих пор даже сторонние наблюдатели (не бандиты или правоохранители) так и не могут объяснить, что явилось причиной "татарского феномена". Кроме крайней жестокости и сплоченности, здешние банды даже и сегодня отличает от своих "коллег" в других регионах отсутствие классической криминальной иерархии: воры в законе в Татарии долго не жили, а понятия воровского мира отвергались напрочь. Напротив, татарские банды отличало строгое единоначалие, организация сообществ по принципу "боевок" — классического варианта леворадикальных групп начала ХХ века, здоровый образ жизни.
Единственное объяснение этому "татарскому феномену", которое приходит на ум — он был (и есть) калька со степных боевых сообществ, которые, собственно, и заложили фундамент местного менталитета. Орды Батыя или Тамерлана — они очень напоминают то, что до сих пор представляют из себя татарские банды. Возможно, это предположение и неверно. Но других стройных теорий о причинах возникновения этого явления именно в Татарстане, пока никто не представляет.
Бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров в своей книге "Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана" рассказывает о начале и закате одной из самых жестоких банд Казани — "Тяп-Ляп". В нижеприведенном отрывке рассказывается об апогее этой банды — терроре, творимой ей в 1977-78 годах.
Возникая в промышленных районах Казани, группировки начали войну друг с другом за зоны влияния. Очень быстро выделилась среди них всех группировка "Тяп-ляп" (название от производства "Теплоконтроль", в районе которого и жили участники ОПГ). Она с самого начала отличалась даже внешним видом, который насаждал один из лидеров Сергей Антипов (по кличке Антип) — стрижки "под еж", зимой — телогрейки и мутоновые шапки-ушанки, завязанные под горло. Вторым лидером был Сергей Скрябин (по кличке Скряба). Он имел высшее образование (прежде работал учителем и пионервожатым), и считался мозгом банды. Именно Скряба разрабатывал все планы операций — разбои, вымогательства и т.д. Третий лидер — Завдат Хантимиров (по кличке Джавда), относился к разряду "отморозков": невероятно жестокий, малочувствительный к боли, лишенный страха.
(члены банды "Тяп-Ляп" и их "открытка", экспонат из музея МВТ Татарстана)
Обязанности рядовых членов ОПГ были четко распределены. Одни грабили прохожих, другие угоняли машины, третьи обчищали квартиры. "Доили" продавцов пивных и винных точек, спекулянтов, приемщиков стеклотары, мясников, спекулянтов. Со строптивыми не церемонились — могли покалечить или убить. Всего группировка насчитывала более сотни молодых парней.
Лидеры "Тяп-ляпа" не удовлетворились тем, что к ним стабильно текли деньги. Очень скоро они захотели стать полными хозяевами Казани. И не просто подмять под себя другие ОПГ, но и заменить государственную власть в городе.
В начале 1976 года, забрав автобусы из местного АТП, тяпляповцы подъехали ко дворцу культуры им. Урицкого, где шла дискотека, ворвались в зал и стали избивать всех подряд. Подъехавшие наряды милиции с трудом остановили побоище и отбили автобусы, которые пришлось сопровождать до самого гаража автотранспортного предприятия. Спустя некоторое время тяпляповцы устроили перестрелку с другой ОПГ на площади Куйбышева. Милиция и власти "похоронили" оба случая, чтобы не получить разнос из Москвы.
Бандиты, видя, что им все сходит с рук, планировали новые акции устрашения. Летом того же 1976 года Хантимиров решил устроить "пробег" по Казани, во время которого тяпляповцы должны были избивать всех, кто попадется им под руку. Поставленная задача: бить максимально жестко, нанося как можно более серьезные увечья.
Информаторы МВД сообщили о предстоящем побоище, и в этот раз милиции наконец-то пришлось действовать. Она задержала около 50 членов ОПГ во главе с Хантимировым. Но предъявить им было нечего. Смогли "натянуть" статью только самому Джавде, и то всего 1 год исправительных работ. Вскоре он вышел по УДО за примерное поведение.
Страх тяпляповцы потеряли окончательно, и в 1977 году они стали убивать. Руководил этим процессом вышедший на свободу Джавда, под чьим руководством действовала банда малолеток (их предпочитали использовать, т.к. не достигнув возраста 18 лет, бандитам полагались минимальные наказания, даже за убийства обычно не более 5-7 лет). Первыми жертвами стали те, кто осмелился обратиться в милицию с показаниями на членов ОПГ. Затем — информаторы МВД, которых вычислили довольно быстро — одного из них, сообщившего о готовящемся "пробеге" в 1976-м, просто затоптали до смерти. Но причины для убийства были необязательными. Однажды шестеро бандитов шли к Джавде в гости, но по пути им попался молодой паренек. Тяпляповцы попросили закурить, парень дал им сигарету и тут же был забит до смерти — средь бела дня.
Милиции снова пришлось действовать. За разбой задержали одного из "бригадиров" ОПГ — некого Тазетдинова. Антипов лично попытался подкупить свидетелей преступления, и был задержан сам. Но в тот же день Антип сбежал из-под стражи.
Гром грянул в августе 1978 года. К пешему наряду милиции в районе "Теплоконтроля" подъехал мотоциклист с девушкой, которые сообщили, что в районе Татарского кладбища их обстреляли из обрезов. По словам потерпевших, стрелявших было человек 10-15. Еще через 20 минут поступило сообщение от водителя ПАЗа: преступники обстреляли его автобус с пассажирами. Стало ясно — ситуация чрезвычайная.
(Карта контроля бандами Казани тех или иных территорий в 90-е годы; при нажатии на карту можно посмотреть ее в увеличенном размере)
Из материалов уголовного дела:
"31 августа 1978 года в 20.30 группа хулиганствующей молодежи, вооруженных огнестрельным оружием (обрезами) и металлическими прутами, в масках двинулась от Речного вокала по улицам Новотатарской слободы. Банда рассредоточилась по обеим сторонам улиц с целью забивать и стрелять в граждан. В результате беспорядочной стрельбы были ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции, пытавшихся остановить толпу, один человек — убит".
1 сентября была создана следственно-оперативная группа из сотрудников МВД и прокуратуры. Впервые за 20 лет дело квалифицировали как бандитизм. Следствие шло полтора года. Суд над бандой состоялся в 1980 году. Опасаясь нападения оставшихся на воле бандитов, суд шел в помещении СИЗО на улице Красина. 27 членов ОПГ судили за бандитизм, еще 28 человек были привлечены за недоносительство и другие преступления. Следствием было доказано около 70 преступлений банды. Суд приговорил к расстрелу четверых, из которых двоим смертную казнь позже заменили длительными сроками заключения. Тех, кого судили по статье бандитизм, получили от 10 до 15 лет".
Но место разгромленной ОПГ "Тяп-Ляп" тут же заняли другие казанские банды, не менее, а то и более жестокие. Вот данные только за 1986-87 годы в Казани, противостояние банд друг с другом: 51 групповая драка, 6 человек погибли, 73 были госпитализированы с серьезными ранениями. С началом "реформ" ОПГ "институализировались", подмяв власть в Татарстане, и все 1990-е фактически были правителями в республике.
Ситуация в Татарстане еще более осложнилась в середине — конце 1990-х, когда в придачу к криминальным бандам еще добавились исламистские группировки. Автор книги, министр МВД Сафаров приводит случай террора исламистов — подрыв 1 декабря 1999 года "кукморского газопровода" — магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Рвануло и в Кировской области. Факелы в местах обоих подрывов были высотой 50 метров, образовались воронки — 20 метров в ширину и 4 метра в глубину.
(Карта контроля бандами Татарстана, 90-е годы; при нажатии на карту можно посмотреть ее в увеличенном размере)
Организатором диверсии оказалась группа татарских исламистов под руководством Рамазана Ишкильдина. В 1998 году, в возрасте 23 лет, он уехал учиться на имама в Веденский район Чечни, где действовал учебный центр террористов "Кавказ". Домой он вернулся в августе 1999 года, и вместе с еще одним выпускником центра "Кавказ", Айратом Гильмутдиновым они сколотили группу, которая должна была заниматься диверсиями и террором против "неверных".
Все члены диверсионной группы были пойманы, и получили от 10 до 15 лет строго режима (последним поймали Рамазана Ишкильдина, 26 июня 2002 года при переходеграницы между Дагестаном и Азербайджаном). Избежал колонии только Гильмутдинов, признанный невменяемым".
Все эти факты должны убедить в одном: если однажды полыхнет в Татарстане, то Россия получит даже не вторую "Чечню", а второй "Афганистан". В республике хватает людей, которые будут вести террор не только за идею, но и в силу своей природной жестокости.
+++
Еще о криминальной России:
Как начинался и кончился воровской мир в России
Воровской мир России всегда был Антисистемой по отношению к государству, т.е. нечто бОльшим, чем просто криминальное сообщество. А иерархия и "устои" в этой Антисистеме определялись наколками.
***
Как хирург-террорист Никитенков боролся с советской властью
Начиная со второй половины 1970-х в СССР стал шириться террор против власти. Сначала взрывы в метро, устроенные армянскими националистами, потом захват американского посольства в Москве. Наконец, террорист-одиночка, детский хирург Никитенков, решивший взрывами бомб бороться за демократию в стране.
! Орфография и стилистика автора сохранены