Уже второй месяц я сижу под домашним арестом. Вот даже электронным браслетом обзавелся — "спасибо" родному Правительству, которое подсуетилось и издало постановление, узаконивающее применение этих самых "браслетов". Раньше, оказывается, никакого нормативного документа на этот счет не было (в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, было, а в отношении "домашних арестантов" — не было). Так что испытываю в некотором роде гордость, так как помог устранить данный правовой пробел.
Ну и, конечно, "спасибо" ФСИН, которая меня (а также моего "подельника" Костю Лебедева, небезызвестную госпожу Васильеву и еще около 30 человек, которые на сегодняшний день находятся в Москве под домашним арестом) указанным "браслетом" оперативно снабдила. Тут тоже не обошлось без курьеза — оказалось, что это как раз те "браслеты", которые закупались бывшим руководством ФСИН по сильно завышенным ценам. Самое интересное, что в случае поломки "браслета" по вине арестованного, он должен возместить государству ущерб, однако реальная стоимость этого чуда техники (в свете вышеуказанного скандала) на данный момент достоверно неизвестна. И смех, и грех, что называется…
Но, шутки в сторону. Кстати, хочу сказать, что, в целом, применение домашнего ареста вместо взятия под стражу — безусловно, прогрессивное явление. Надеюсь, в перспективе это сможет очень многих уберечь от досудебного гниения в СИЗО (которое, порой, растягивается на год-полтора, а то и больше). И, соответственно, уберечь от практически предопределенного обвинительного приговора и лишения свободы, хотя бы в рамках уже отсиженного срока. Так как сегодня логика судей здесь железобетонная — если человек до суда был в СИЗО, значит надо срок давать, иначе он потом будет требовать компенсацию за причиненный ущерб, а это не приветствуется (и для слишком "гуманного" судьи чревато служебными неприятностями). Тем не менее, когда ты знаешь, что все обвинения против тебя сфабрикованы и носят заказной политический характер — домашний арест тоже, мягко говоря, медом не кажется. Праведный гнев, что называется, копится в недрах квартиры и просится на свободу.
Так или иначе, сидение в четырех стенах способствует размышлениям на самые разнообразные темы. И одно из главных моих раздумий связано, что не удивительно, с "болотным делом" и судьбой его фигурантов. Вывод, к сожалению, пока неутешительный — нам категорически не хватает солидарности для защиты "узников Болотной".
Для меня это, признаюсь честно, довольно странно. Ведь "болотное дело" — на тысячу процентов политическое, а обвинения в "массовых беспорядках" или подготовке к ним (как в моем – вместе с Развозжаевым и Лебедевым — случае) — абсурдные и беспочвенные. И, кстати, никто из "узников 6 мая" не признает себя виновным в этих "беспорядках" (исключение — самооговор Лузянина, но это его личный выбор, который ни к чему хорошему, кстати говоря, не привел). "Болотное дело" — это явная месть всему гражданскому движению, месть всем тем, кто выходил на площади, начиная с декабря 2011 года. Месть за то, что наши самозваные власти испытали страх после первых стотысячных митингов, месть за слезы Путина 4 марта, месть за Марш миллионов, начисто испортивший помпезную майскую инаугурацию. В конце концов — месть за то, что в ответ на народное недовольство властям все же пришлось наступить себе на горло и сделать робкие шаги в направлении политической реформы и борьбы с коррупцией (хотя, конечно, пока это в большей степени имитация и пропаганда, нежели реальные реформы). То есть, без преувеличения, 21 "узник Болотной" сегодня терпит лишения за всех тех, кто выходил на улицы российских городов и красиво скандировал лозунг "Один за всех, и все за одного!". Но вот только "все за одного" пока не получается, хотя, вроде бы, наш народ всегда славился взаимовыручкой.
Особенно ярко нехватка солидарности была мне заметна в годовщину фальшивых президентских выборов — 4 марта. Власти эту годовщину практически не отмечали – ну это и понятно: праздник получился бы натянутый, так как хорошего вспомнить особо нечего, разве что разнообразные махинации на избирательных участках, да избиение мирных демонстрантов на Пушкинской площади. Но и гражданское протестное движение, к сожалению, встретило эту годовщину не в лучшем состоянии. Вместо массовых выступлений мы в эти дни только и успевали отслеживать новости о продлении арестов "узникам Болотной". Сам я к интернету сейчас доступа не имею, но мне рассказали, что в сети один за другим появлялись комментарии: "Акименкову продлили арест до июня. Вот сволочи!", "Луцкевича до лета в СИЗО оставляют. Мерзавцы!", "Кавказского еще на три месяца "оформили". Палачи!". И далее в том же духе. Во всем этом интернетном потоке, скажу честно, сквозит какая-то дежурность и беспомощность. Сквозит готовность заранее смириться с той показательной расправой, которую готовит режим для фигурантов "болотного дела". А в сами суды для поддержки ребят приходило по 20-30 человек. То есть, на митингах было по 100-120 тысяч, а защитить своих товарищей, которых власти, по сути, взяли в заложники — приходят единицы. Печально, но факт.
Да, конечно, я понимаю, что всем сейчас тяжело, что многих оппозиционных активистов карательная система самих "загрузила" по полной программе (уголовные дела, допросы и прочие "прелести жизни"), так что времени и сил на защиту других уже не остается. Но, тем не менее, согласиться и примириться с таким положением вещей я не могу.
На мой взгляд, "болотное дело" — проверка для всего нашего протестного движения, проверка на способность защитить своих товарищей. Тем, кто своих в беде не бросает — почет и уважение, а тем, кто сдает их без боя — презрение. Так было во все времена. Вот я и думаю, как нам всем избежать такого презрения? Мне представляется, что еще есть возможность выправить ситуацию, но для этого необходима максимальная активность всех оппозиционных организаций, их лидеров, а также известных представителей интеллигенции.
Пока главная проблема "болотных узников" — про них очень мало знают в народе (даже в протестной среде), отсюда невозможность массовой мобилизации в их поддержку. Понятно, что телевизор и официальная пропаганда сознательно искажают суть этого дела, выставляя его фигурантов "погромщиками и хулиганами". Значит надо каждый день вести целенаправленную контрпропаганду (уж извините за терминологию, но именно так это и называется) — ничего другого не придумаешь. На самом деле, это не так сложно, но мы почему-то этого практически не делаем.
Здесь, во-первых, хочу обратиться ко всем прогрессивным писателям, поэтам, художникам, музыкантам и другим мастерам культуры, которые не замечены в излишней лояльности по отношению к воровской власти. Тут сразу вспоминаются фамилии Акунина, Прилепина, Быкова, Шаргунова, Улицкой, Рязанова, Юрского, Догилевой, Фатеевой, Шевчука, Борзыкина и многих, многих других. Если вы будете регулярно писать, говорить, петь в защиту "узников Болотной", если вы обратитесь за поддержкой к своим зарубежным коллегам, если вы сделаете коллективное обращение к властям с требованием освободить ребят из-под стражи и закрыть "болотное дело" — думаю, ваш голос прозвучит убедительно и будет услышан очень многими.
Также обращаюсь к честным журналистам, работающим на РЕН-ТВ и РБК, "Дожде" и "Эхо Москвы", в "Коммерсанте" и "Новой газете", "Советской России" и "Свободной прессе", а также ко всем остальным независимым профессионалам журналистики, работающим в других СМИ. Ваше правдивое слово в данной ситуации просто бесценно. Если свои эфиры и статьи вы будете заканчивать фразой "Считаю, что "узники Болотной" должны быть освобождены" — об этом деле узнают миллионы российских граждан. И многие из них выступят в поддержку ребят, томящихся в тюрьме ради нашей общей свободы.
Обращаюсь к лидерам парламентской оппозиции (КПРФ и Справедливая Россия) — Геннадию Зюганову и Сергею Миронову, особенно учитывая тот факт, что среди фигурантов "болотного дела" немало людей с левыми взглядами. Неужели, наблюдая за репрессиями в отношении своих единомышленников по левому движению, вы отмолчитесь и останетесь в стороне? Ведь если вы будете регулярно говорить об "узниках Болотной" при встречах в Кремле и Белом доме, на заседаниях Госдумы и региональных парламентов, на всех важных политических мероприятиях и во время телевизионных выступлений — это будет иметь сильнейший общественный резонанс, заставит власти реагировать. Вот, например, журналист Илья Азар, получив возможность задать вопрос Владимиру Путину, поступил достойно и спросил его именно про судьбу "болотных узников". А ведь вы общаетесь с Путиным и его окружением гораздо чаще, чем журналист Азар.
И, конечно, еще раз обращаюсь ко всем своим соратникам по широкому гражданскому движению, в том числе – к членам Координационного Совета оппозиции, Форума левых сил, оппозиционных непарламентских партий (РОТ ФРОНТ, Коммунисты России, Яблоко, РПР-ПАРНАС и другие), а также к участникам других коалиций и объединений. Считаю, что защита "узников Болотной" должна быть сегодня делом №1 для всех нас, делом принципа, делом чести. Вспомните — на наших последних Маршах мы абсолютно справедливо заявляли, что условием каких-либо переговоров с властями по поводу реализации наших требований является ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ. Так вот — сейчас у нас есть шанс сконцентрировать усилия, добиться конкретного результата и вытащить наших товарищей из тюрем. Если упустим его – неизбежна серьезная деморализация многих наших сторонников и стагнация всего движения. Тут и пехтинг не особо поможет. Поэтому так необходимо, чтобы регулярно по всей стране проходили различные акции в поддержку "узников Болотной" — сбор подписей, пикеты, митинги, демонстрации, концерты и другие мероприятия. Да, сегодня это тоже делается (сразу вспоминаются подвижники из Комитета 6 мая и "Росузника", "Руси сидящей" и движения "За права человека", а также героические активисты, стоящие в любую погоду в одиночных пикетах) — но не хватает координации, информационной поддержки и, конечно, массовости. Так что нужно срочно прибавить оборотов, иначе результата не будет.
Ну, а кульминацией борьбы за освобождение "узников Болотной" в ближайшей перспективе должен стать новый Марш миллионов, который правильно будет провести именно 6 мая по тому же самому маршруту, что и год назад (Якиманка — Болотная площадь), и на который, как и год назад, нужно пригласить жителей всех наших регионов. Напомню, что раньше я предлагал в мае выходить на улицу несколько дней подряд, однако выяснилось, что 5 мая — это Пасха, так что такой вариант надо отложить на будущее. Да, тема "освобождения политзаключенных" не должна быть на этом Марше единственной, мы ни в коем случае не должны забывать обо всех других наших требованиях, которые выработали во время проведения предыдущих массовых акций. Но это требование должна быть одним из главных, и по нему надо работать на результат, а не просто выплескивать эмоции. Как работать и как добиться того, чтобы о "болотном деле" узнали миллионы — об этом сказано выше. Надеюсь — все у нас получится.
Также предлагаю в качестве подготовки к новому Маршу и в целях информирования граждан о "болотном деле" провести 6 апреля в разных городах страны шествия и митинги "против палачей" — судей, следователей, прокуроров, полицейских, которые причастны к фабрикации этого и других заказных политических уголовных и административных дел. Насколько я знаю, такая инициатива уже обсуждается среди правозащитников, так что противоречий здесь возникнуть не должно.
В общем, давайте сделаем так, чтобы потом не было мучительно больно и стыдно за то, что не выручили из беды своих товарищей и соратников. Сделаем так, чтобы "узники Болотной" и другие политзаключенные поскорее вырвались из удушливых камер и опостылевших квартир и вдохнули воздух свободы полной грудью. Думаю, это благородная задача, и мы ее решим.
P.S. Прошу вас ответить здесь на один простой вопрос.
! Орфография и стилистика автора сохранены