"Особо опасны", реж. Оливер Стоун, 2012
Один мой коллега, ныне американец, еще 20 лет назад назвал Оливера Стоуна "американским Бондарчуком", имея в виду, разумеется, Сергея. Даже странно, что человек, который уже в 1980-х был неофициально коронован как главный звездно-полосатый кинорежиссер вообще, умудряющийся совмещать в себе предельный патриотизм с предельной же левизной, время от времени отвлекается от монументальных исторических полотен и пафоснейших портретов национальных легенд типа "Рожденного 4 июля " и "Никсона" (да и "Дорз" на самом-то деле из этой же серии) и снимает обычные криминальные драмы.
Как устроена голова у российских переводчиков зарубежной кинопродукции, наверное, останется для меня загадкой навсегда. Если я только не получу ответ, делая этим головам очень больно (шучу). Зачем понадобилось менять оригинальных "Дикарей" на "Особо опасны"?.. Слаще ли этот русский хрен американской редьки? Остается утешиться только тем, что это не самое извращенное, что могут проделать и проделывают кинопосредники, через руки которых проходит ввозимая в Россию западная культурная продукция. Могло быть гораздо хуже. Свежий тому пример— судьба гангстерской опять-таки драмы с доходчивым и емким названием "Lawless", которое стало новой жертвой российских вивисекторов, заменивших его на конструкцию из пяти (!) слов.
"Особо опасны" по своему замыслу — фильм-воспитание. Воспитание жестокости и воспитание жестокостью. История о том, как зверские мексиканские наркокартели научили расслабленных калифорнийских любителей и производителей марихуаны быть такими же жестокими, как они.
Очередная повесть о том, что даже самые небоевые с виду американцы могут справиться с любой чужеземной и внутренней угрозой. Забавный момент состоит в том, что с давних времен и до сих пор подобные подвиги на экране, как правило, совершают представители респектабельных слоев. Дескать, "вы не смотрите, что он мирный обыватель, если придет маньяк (террорист, инопланетный враг и т. д.), он себя покажет". Это такие бесконечные вариации на тему того, что самый простой и необученный, а то и изнеженно-избалованный американский парень может, если "припрет", спасти мир. В новейшем же фильме Стоуна эта задача выпадает на долю представителей нонконформистской молодежи. То есть "яппи в беде" (ах, сколько этого наснимали, особенно в 1980-е) в данном случае меняется на "хиппи в беде".
"Микс" из молодежной культуры и организованной преступности — мне одному это напоминает "Ассу", эту квинтэссенцию перестроечного постмодернизма (вот тебе и "мафия", как в "Спруте", вот и "неформалы")? У Стоуна только собственно рок-музыки не хватает, видимо, все, что хотел на этот счет сказать, он вложил в байопик о Моррисоне.
В попытках стимулировать свою увядающую творческую силу 66-летний мэтр пускает в ход все средства из арсенала времен своей молодости: Калифорния, марихуана, хиппари, сексуальная раскрепощенность. Вклад наркокартелей — отмороженная жестокость. Пиф-паф, ой-ой-ой, как в "Прирожденных убийцах". "Боевик".
Он даже пытается эпатировать зрителя групповым сексом, двое мужчин — участников которого, дружно и одновременно любящих одну и ту же девицу, словно являются двумя альтер-эго самого Оливера Стоуна. Один — озабоченный судьбами голодающих африканских детишек контркультурщик и леволиберал из студенческого кампуса в дредах, второй — хмурый исшрамленный ветеран Ирака.
Стоун, как известно, с одной стороны, удостоенный наград за Вьетнам американский герой, с другой — проповедник левого гуманизма, пацифизма и яростный бичеватель милитаризма, весь ужас которого он и постиг в Юго-Восточной Азии, когда зарабатывал свою "Бронзовую звезду" и "Пурпурное сердце". И вот, как бы раздвоившись на двух этих молодых самцов, старик Оливер доставляет удовольствие укуренной белокурой нимфе, которая одинаково любит каждую из его ипостасей.
Все тщетно. "Кого ты хотел удивить?" — давным-давно спел другой бывший кумир молодежи, постаревший так же, как и Стоун. Не помогает даже утрированная, чрезмерная жестокость мексиканских наркогангстеров.
С выбитыми плеткой глазами, со сжиганием заживо и казнью бензопилой. Причем, как свидетельствуют СМИ, мексиканские наркокартели и в самом деле делают все это, потери в их войне с 2006 года — 40 тысяч убитыми, это цифры настоящей локальной войны. Массовые убийства одно за другим; холодильник, забитый двумя десятками отрезанных голов и пригнанный к мэрии мексиканского города; трупы, повешенные на мосту после пыток; реальные казни бензопилой на видеокамеру для устрашения... Вся эта вакханалия насилия там действительно творится. Тем более выглядят смешными фантазии на тему, что таким отморозкам, профессиональным преступникам могли бы противостоять расслабленные молодые калифорнийские адепты субкультуры каннабиса, пусть даже и при поддержке ветеранов Ирака.
А во-вторых, вываленные автором фильма на экран все эти горы мяса и литры крови, вне зависимости от того, как оно там обстоит на самом деле, все равно выглядят как слишком грубый художественный прием. Зрителя пытаются пронять всей этой "жестью", когда более тонкие средства не действуют. Как ни парадоксально, именно из-за своей чрезмерной натуралистичности зверства профессиональных бандитов-латиносов не выглядят настоящими и убедительными с точки зрения кино. Перебор. В общем, все попытки стареющего режиссера-шестидесятника привести себя в боевую готовность самыми пикантными и сильными афродизиаками не срабатывают.
Когда американский мальчик в дредах, воспитанный на идеалах Боно и "Корпуса мира", изображает, что стал таким же беспощадным и "крутым", как его мексиканские враги, и пытается состроить соответствующую мину — Господи, ничего более жалкого с актерской точки зрения я не видел давно.
И почему, к примеру, в английском кино, от "Заводного апельсина" до "Фабрики футбола" (можно привести еще десятки примеров), насилие выглядит действительно насилием, а "крутая" жестокость — по-настоящему жестокой, причем именно за счет своей будничности, цинизма и "отмороженности", без соплей и пафосных предисловий? А как только подобное пытается изобразить Голливуд, то у него все равно отовсюду лезет телячий и щенячий идеализм, сю-сю-му-сю-романтизм и пафосные монологи-оправдания перед тем, как все-таки кого-то наконец пристрелить?
Быть по-настоящему плохими у американцев не выходит, по крайней мере в кино.
Ничем не помогает фильму Стоуна и Джон Траволта в роли коррумпированного фэбээровца, который вот уже второй фильм подряд, вслед за "Однажды в Париже", пожирает фастфуд корытами (может, у него контракт на рекламу гамбургеров?), а колу пьет ведрами, пародируя своего Винсента в "Криминальном чтиве".
Чуть скрашивает общее впечатление только любопытный образ наркобаронессы, героини Сальмы Хайек. Сейчас вообще пошла мода на матриархат в криминальном мире в кино, "крестная мать" есть и в новейшем "Судье Дредде". Лицо организованной преступности на киноэкране становится женским.
И еще немного подслащивает пилюлю чрезмерно затянутого неудачного фильма "фейковый", явно пародийный, почти издевательский второй, альтернативный финал с "хеппи-эндом". "Фига в кармане", прям как у советских деятелей культуры. Только Стоун припас ее не для политических властей, а для власти стереотипов американской культуры.
На этом все. Похоже, пенсионного возраста пропагандисту дружбы народов и мира во всем мире и в самом деле лучше снимать что-нибудь эпическое, масштабное политическое и историческое, о судьбах родины и человечества, чтобы флаги развевались, а трубы гремели. Во всяком случае, есть надежда, что это у него еще может получиться удачно.
Вы можете оставить свои комментарии здесь