"Правда, тут есть одна проблема: право на чистую окружающую среду не включено в Европейскую конвенцию прав человека", —
отметил он. Кроме жалобы в ЕСПЧ, Гринпис планирует добиться отмены решений всех структур, так или иначе ответственных за запуск комбината.
Напомним, 13 января 2010 года правительство исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Это решение фактически разрешило работу БЦБК, который простаивал с октября 2008 года. Простой начался после того, как в деятельность комбината вмешался Росприроднадзор. Ведомство потребовало перевести производство на замкнутый водооборт. Кроме того, Росприроднадзор потребовал
прекратить использовать на комбинате технологию хлорной отбелки, для которой применяют ядовитый газ хлор и чрезвычайно опасные вещества — диоксины, которые являются куммулятивными ядами.
Так как цены на небеленую целлюлозу резко упали, БЦБК стал убыточным. В октябре 2008 года предприятие приостановило работу, с него уволили 1500 человек. Потерявшие работу жители Байкальска (для 17-тысячного города БЦБК является градообразующим предприятием) и те, кто опасался продолжения сокращений, объявили голодовку и провели несколько акций протеста в Иркутске.
Бизнесмен Олег Дерипаска, структурам которого принадлежит контрольный пакет акций комбината, принял решение о возобновлении работы БЦБК. Премьер России Владимир Путин поддержал решение Дерипаски. Это повлекло за собой уже митинги противников загрязнения Байкала.
В январе 2010 года было объявлено, что БЦБК продолжит загрязнять Байкал до тех пор, пока производство не разработает безотходную технологию. На ее разработку нужно около трех лет.
Павел Никулин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter