Вечером 6 сентября в Дербент был похищен Мирза Касимов, 1976 года рождения, владелец хозяйственного магазина. На глазах у свидетелей две машины блокировали его с двух сторон. Оттуда выбежали люди в штатской одежде и в масках. Один из них ударил Мирзу по голове, затем его быстро скрутили и засунули в машину, которая уехала. Родные считают, что это работа "эскадронов смерти".
Утром 8 сентября был похищен Сиражудин Шафиев, 1971 года рождения, житель Дербента. При свидетелях две машины, подрезав автомобиль Сиражудина, блокировали его. Из машин выбежали люди в камуфляжной форме и масках. Они вытащили Шафиева и автомобиля, грубо затолкали в одну из своих машин и уехали. Хадижат Шафиева, жена Сиражудина, обратилась с письменным заявлением в "Мемориал". Она утверждает, что Сиражудин ни в каких связях с подпольем или "лесными братьями" не состоял. Также Хадижат сообщила, что дом Шафиевых находится недалеко от дома похищенного и убитого в августе 2009 года Эмирали Магомедова и ее муж время от времени общался с ним.
Вечером 9 сентября в Махачкале пропал без вести 25-летний Магомед Шейхов. Его жена Жанна сообщила правозащитникам, что их семья придерживается салафитских взглядов, но на публичных встречах салафитов они ни разу не присутствовали.
Некоторое время назад они заметили, что под окнами дома регулярно стоит черный ВАЗ-2110, а за ними ведется слежка.
Вечером муж вышел к другу и после этого пропал. В тот же день после 19 часов Сиражутдин Умаров, 1977 года рождения, житель Дербента, пошел на встречу с сотрудником милиции, которого хорошо знал, и не вернулся. Его жена сообщила, что сотрудник милиции, с которым шел встречаться ее муж, работает участковым в селе Кала Дербентского района, зовут его Азер. Умаров - строитель-разнорабочий, который много работал, чтобы содержать две семьи. Он носил обычную светскую одежду, однако, по утверждению жены, среди его родственников были те, кто придерживался салафитских традиций. Отметим, что салафизм - течение в исламе, проповедующее равенство верующих перед Аллахом, социальное равенство и справедливость. Это довольно новое направление, его называют "нетрадиционным" исламом. Именно к нему с начала 1990-х гг. перешла роль гонимого и преследуемого неофициального ислама.
Родные всех похищенных обратились в правоохранительные органы, но сомневаются в том, что будут результаты. Общественное мнение в Дагестане прочно связывает с похищениями так называемую "шестерку" (или "шестой отдел", так в Дагестане называют УБОП и УБЭиУТ – управление по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом), и ее сотрудников – "шестовиков". "Мемориал" отмечает, что похищения людей в Дагестане особенно трудно расследовать, поскольку тактика похитителей отлична от используемой в Чечне и Ингушетии. Если там похитители приезжают к людям домой, - вооруженные, в масках, - и уводят человека при свидетелях, то в Дагестане человек просто выходит из дома и не возвращается.
Софья Микитик
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter