Сейчас стало модным подсчитывать убытки российских бизнесменов. Этим на радость публике увлеченно занимаются как отечественные, так и зарубежные СМИ. Сомнительная честь первенства в большинстве подобных рейтингов принадлежит владельцу "Базового элемента" Олегу Дерипаске. Однако после публичной "порки", которую устроил бизнесмену премьер Владимир Путин в городе Пикалево Ленинградской области, эксперты стали выдвигать свои версии о том, что будет с бизнесом Олега Дерипаски и с самим Дерипаской.
Итак, существует несколько сценариев развития ситуации.
Согласно первому сценарию, бизнесмен потеряет алюминиевую компанию "Русал", которая является основой его империи и по-прежнему остается крупнейшим отраслевым игроком в мире.
Строго говоря, все остальные предприятия в гирлянде активов "Базэла", даже такие "аппетитные", как сеть аэропортов в Краснодарском крае, без "Русала" теряют свой смысл. И дело не в том, что активы Олега Дерипаски как-то тесно интегрированы. Просто именно благодаря "Русалу" бизнесмен накопил достаточно средств для того, чтобы начать подчас беспорядочную скупку компаний машиностроительной отрасли, в финансовом и строительном секторах и т.д. И "Русал" же позволил Олегу Дерипаске задаться целью стать самым богатым человеком в мире.
Против того, что Дерипаска лишится самого дорого актива, свидетельствуют несколько фактов. "Публичность" отношений Олега Дерипаски с властью воспринимается многими как гарантия безопасности бизнесмена. Если бы Дерипаска действительно попал в "черный список", с ним бы, выражаясь фигурально, давно бы было "покончено". В пользу этой версии говорит и тот факт, что "не в стиле" Владимира Путина отчитывать "подчиненных", а потом их увольнять. Так было с министром образования Андреем Фурсенко и с министром спорта Виталием Мутко. Последний, кстати, вскоре после критики Путина и стал главой Министерства.
Кроме того, президент России Дмитрий Медведев уже выступил в качестве защитника Дерипаски и его "Русала". Речь идет о том, что еще в марте президент примирил главу "Альфа-групп" Михаила Фридмана с Олегом Дерипаской. Как известно, Альфа-банк объявил, что структуры Дерипаски должны ему чуть менее миллиарда долларов, а также обещал, что потребует вернуть деньги через суд, если предприятия "Базэла" не будут платить по кредитам. Тогда президент России попросил Фридмана более конструктивно подходить к переговорам о реструктуризации долгов "Русала", "Группы ГАЗ", "Главмосстроя" и других компаний "Базэла".
Многие эксперты не исключают развития событий по "сценарию Ходорковского". В этом случае Дерипаска лишится всего.
В пользу этого сценария говорит и тот факт, что бизнес олигарха контролируются теми же людьми, которые "раскулачивали" Ходорковского. Тем не менее данный радикальный сценарий представляется маловероятным, хотя бы потому, что Дерипаска не участвует в политике и демонстрирует лояльность существующему режиму.
Согласно третьему сценарию, Олег Дерипаска останется хозяином "Русала", но лишится других своих активов.
В "Базэле" выделяются, прежде всего, уже упомянутые "Русал" и сеть аэропортов в Краснодарском крае, а также ряд активов финансового и машиностроительного секторов. Несмотря на то, что часть активов бизнесмена уже "пали жертвами" финансового и экономического кризисов, для многих представителей экономической элиты активы Дерипаски по-прежнему выглядят "вполне привлекательными".
Не в пользу данного сценария говорит то, что структура собственности Олега Дерипаски достаточно сложная. Ее передел — это риск для элиты и для самого Путина. Во-первых,
может возникнуть бесконтрольный передел, а это повлияет на стабильность всей сложившейся системы взаимоотношений бизнеса и власти. Во-вторых, не стоит забывать о последствиях перераспределения активов. Уровень недоверия к собственникам может повыситься, что приведет к росту протестных настроений.
Что также не в интересах российского руководства.
Согласно четвертому сценарию, сохранив за Дерипаской все его активы, Владимир Путин не даст бизнесмену приобрести "Русснефть".
Важно напомнить, что "Русснефть" — единственная крупная нефтяная компания России, созданная не в ходе приватизации государственных нефтедобывающих предприятий в начале 90-х, а в результате консолидации активов других компаний. Создание "Русснефти" происходило при финансовой поддержке крупной швейцарской трейдинговой компании Glencore.
Создателями и первоначальными собственниками "Русснефти" были экс-президент нефтяной компании "Славнефть" Михаил Гуцериев и его партнеры. По состоянию на март 2009 года фактический контроль над "Русснефтью" осуществлялся структурами "Базэла", заплатившего за нее 3 миллиарда долларов, однако формально сделка не закрыта — ее не одобрила правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, которую возглавляет Владимир Путин.
В группу активов "Русснефти" попали и ряд активов "ЮКОСа". А они должны были распределяться только между "своими", в круг которых Михаил Гуцериев не входил. Не входит в него и Олег Дерипаска. Поэтому
правительственная комиссия по иностранным инвестициям, вероятнее всего, не одобрит приобретение "Русснефти" зарубежными офшорами Дерипаски. Представляется, что процесс будет тормозиться до тех пор, пока "строптивый" бизнесмен не согласится продать "Русснефть" "своим": "Газпром нефти" или "Роснефти".
В любом случае логика взаимоотношений бизнеса и власти сейчас такова, что от решения одного человека и его ближайшего окружения зависят позиции других. И механизмов защиты от административного давления нет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь