Экономический форум в Петербурге прошел более скромно, чем прошлогодний — и не только потому, что в связи с кризисом расходы на его проведение несколько сократились. Изменилась ситуация.
На прошлом форуме Россия учила остальной мир, как ему бороться с наступающим кризисом, и объясняла, что она — "островок стабильности". Дмитрий Медведев (только что вступивший в должность президента) тогда в жесткой форме обрушился на США, заявив об их стремлении к "гегемонии" и виновности в глобальном экономическом кризисе. На этом форуме
пришлось признать, что никакой мы не "островок", более того, как заявил Медведев, "Россия не избежала и не могла избежать кризиса", и даже "многие тенденции оказались для нас более острыми".
Но год назад нефть стоила 130-140 долларов за баррель, а сейчас — 55-65. И вполне ожидаемо в большинстве выступлений российских представителей явно или неявно прозвучала надежда на то, что нефть подорожает. Так, Игорь Сечин назвал "справедливой" (с учетом стоимости финансирования, расходов на геологоразведку и освоение новых месторождений, а также строительство инфраструктуры) цену в 70-80 долларов за баррель, а глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что нефть к концу года может стоить 85 долларов за баррель…
Перед форумом, по традиции, милиция провела "профилактическую" работу: оппозиционеров из разных партий и движений в массовом порядке вызывали на "беседы" или обзванивали,
стараясь выяснить, каковы их планы, и не собираются ли они проводить во время форума какие-нибудь несанкционированные акции. При этом оппозиционерам сообщалось, что у ГУВД есть некий "список", в соответствии с котором их и проверяют. Официально, впрочем, милицейское начальство факт наличия этого списка так и не подтвердило. А согласованная акция представителей малого предпринимательства, которую они решили провести уже во время форума, закончилась задержаниями.
Митинг малых предпринимателей был заявлен у Финляндского вокзала, но милиция арестовала автобусы, на которых их должны были привезти. Тогда участники на общественном транспорте направились к выставочному комплексу "Ленэкспо", чтобы передать обращение к президенту и участникам форума. В обращении городские власти обвинялись в "рейдерской политике по отношению к малому бизнесу". Когда, передав обращение, предприниматели стали расходиться, милиция задержала одного из лидеров Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергея Веснова и правозащитника Григория Соломинского, которым потом предъявили обвинение в проведении несанкционированного митинга. Теперь их дело будет рассматривать мировой суд по месту жительства.
Недалеко от комплекса "Ленэкспо" проходило другое задержание — обманутых дольщиков:
они проводили не требующий согласований одиночный пикет, к которому подскочили два провокатора, "превратив" его в пикет с несколькими участниками, после чего милиция задержала не только пикетчика Андрея Давыдова, но и его товарищей, которые в пикете участия не принимали.
В преддверии форума в Ленинградской области, в городе Пикалево, разворачивался спектакль под названием "Вот приедет барин": премьер-министр Владимир Путин (кстати, так и не появившийся на форуме, чтобы не оказаться на формально второй роли в российской делегации) приказывал выдать долги по зарплате доведенным до отчаяния пикалевцам, которые несколько месяцев сидят без работы и без денег.
Демонстративно-суровое обращение премьера с олигархом Олегом Дерипаской, которого заставляли подписать якобы против его воли договор с компанией "Фосагро" (при том, что договор на самом деле был Дерипаске выгоден), строгое указание "до конца дня перевести в Пикалево деньги" (при том, что они были переведены еще вечером предшествующего дня), обвинение губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова в том, что он-де пытался не дать Путину поехать в Пикалево, уговаривая посетить другой город (об отставке губернатора между тем ничего не слышно) — все это должно было создать классический образ доброго царя, окруженного плохими боярами. И одновременно заглушить неприятные вопросы.
Почему Путин ждал, пока ситуация в Пикалево дойдет, что называется, до "точки кипения", и только потом соизволил туда явиться? Не платили зарплату?
Но никто не отменял статью 145.1 УК РФ об ответственности за это деяние (вплоть до двух лет тюрьмы), и никто не мешал премьеру поручить прокуратуре провести проверку и возбудить уголовные дела.
Как никто не мешал ему раньше принять меры по восстановлению "единой технологической цепочки" в Пикалево, разрыв которой повлек за собой остановку заводов. Никто в Пикалево — и за его пределами — не задал премьеру самый естественный вопрос: не Дерипаске ли он выделил из бюджета 4,5 миллиарда рублей в качестве помощи? Так почему у олигарха никак не находилось 41 миллиона рублей на выплату долгов по зарплате пикалевцам? Наконец, никто не спросил премьера, на каком основании он позволяет себе оскорблять жителей Пикалева, заявляя, что перегораживание федеральной трассы произошло в "проплаченном" порядке? В чудовищно искаженном сознании "национального лидера", видимо, никак не укладывается тот факт, что люди могут выйти на улицы не за плату, полученную от неких "темных сил" или "западных спецслужб", а потому, что им не на что жить…
Начало форума, все участники которого, конечно же, знали о ситуации в Пикалево, не могло не породить вопросов и у них: ничего себе экономика, в которой добиться выплаты долга по зарплате можно только высочайшим повелением, а перед тем приходится перекрывать дороги. На этом фоне заявления Дмитрия Медведева о том, что для него, как для президента, "абсолютный приоритет в антикризисных мерах — социальная защита людей", звучали неубедительно.
Как, впрочем, и другие его заявления, например, о порочности протекционизма, который является "способом загнать проблемы внутрь, а не вылечить их". Знает ли об этом Владимир Путин, подписавший печально известное правительственное постановление о повышении ввозных пошлин на иномарки? Ну а когда президент заявил, что кризис "не должен подвергать сомнению самоценность свободы и востребованные человечеством демократические ценности, завоеванные в борьбе на протяжении столетий", стало особенно жаль, что в зале нет российского премьера. Правда, Владимир Владимирович давно уже выработал в себе способность не улыбаться, произнося на Западе слова о демократии и правовом государстве…
А еще было жаль, что на форуме так и не появился Владислав Сурков. Зал, где он должен был выступать на круглом столе "Перспективы эволюции политических систем", был полон. Собравшиеся ждали, что Сурков станет объяснять, что Медведев проводит правильные реформы и что его "тандем" с Путиным работает эффективно. Обошлись и без Суркова. Послушали других выступающих, среди которых был известный писатель и журналист, а ныне депутат Европарламента
Джульетто Кьеза, объяснявший, в частности, слабость социального протеста в России силой телевидения, создающего "абсолютно ложное представление о проблеме".
Впрочем, вице-спикер Госдумы Олег Морозов объяснил это совсем иначе: граждане в России не слишком охотно выражают свой протест потому, что доверяют президенту и правительству.
Вы можете оставить свои комментарии здесь