25-26 мая в Хельсинки, в новом здании парламента прошла третья ежегодная конференция Финско-российского гражданского форума. Она была организована при поддержке финского Министерства иностранных дел.
Финско-российский гражданский форум был создан в январе 2007 года группой финских общественных деятелей, обеспокоенных разрушением демократии и ущемлением прав человека в России.
За этой достаточно официозно называемой организацией стоят те представители финского общества, кто поддерживал и помогал Анне Политковской при ее жизни. Весть об убийстве Политковской потрясла Финляндию, где Анну и ее книги хорошо знали. Именно в день многотысячного траурного митинга у российского посольства финские журналисты, политики, профсоюзные активисты решили, что возложения цветов и зажженных свечей не достаточно для того, чтобы отдать дань памяти этому человеку.
Так было принято решение об организации Финско-российского гражданского форума, цель которого — развитие сотрудничества между народами Финляндии и России путем поддержки гражданских инициатив в области демократии, прав человека и свободы слова.
Форум этого года собрал в Финляндии более тридцати представителей различных политических, общественных и правозащитных организаций России.
Финская сторона была представлена журналистами, профсоюзными активистами, политиками, сотрудниками Министерства юстиции и иностранных дел. Форум расширяет свой географический ареал: в этом году в нем участвовали правозащитные организации из Норвегии, Испании, Великобритании.
Открывая Форум, представитель правозащитной группы финского парламента Илкка Кантола сказал:
"Взаимоотношения разных групп, составляющих большинство и меньшинство населения той или иной страны, на протяжении всей истории были и остаются ключевым вопросом прав человека".
Он отметил, что, к сожалению, общество так и не смогло выработать действительно эффективный механизм решения этих проблем, и поэтому зачастую выходом становится эмиграция целых социальных или религиозных групп, как это произошло в 19 веке с религиозными меньшинствами, перебравшимися на американские континенты.
Также с приветствием к участникам и гостям Форума обратилась председатель Финско-российского гражданского форума, глава законодательного комитета финского парламента Хейди Хаутала.
В первый день работы Форума обсуждались такие темы, как права национальных, религиозных и сексуальных меньшинств. Аналитик центра "Сова" Галина Кожевникова представила свой доклад о преступлениях на почве ненависти. В частности, она остановилась на проблемах, возникающих в сфере противодействия преступлениям ненависти. Во-первых, правоохранительные органы в России ориентированы на то, что большинство преступлений ненависти совершаются наци-скинхедами (то есть представителями определенной субкультуры), и поэтому зачастую задержания происходят по визуальным признакам. Подобная "профилактическая" мера абсолютно не эффективна. Во-вторых, многолетнее отрицание серьезности проблемы преступлений ненависти привело к тому, что у групп, практикующих насильственные расистские действия, возникло ощущение безнаказанности и вседозволенности. В результате изолированные расистские банды в крупных городах превратились в организованную сеть, способную к скоординированным демонстративным действиям. По словам представителя центра "Сова", уверенность в этом появилась с начала 2008 года, когда Москву захлестнула целая серия убийств и нападений, совершаемых, как правило, именно в тех районах, где накануне задерживались очередные неонацисты. Фактически
речь идет уже не об отдельных преступлениях, которые возможно расследовать с применением технологий и навыков обычной криминальной полиции, а о необходимости выработки новых методик, направленных не только на задержание и наказание непосредственных исполнителей преступлений, но и на разрушение инфраструктуры расистского подполья.
Финский омбудсмен по вопросам национальных меньшинств Йоханна Суурпаа рассказала о внутренней политике, проводимой Финляндией по отношению к национальным меньшинствам и соискателям статуса беженца в Финляндии.
Также в первый день обсуждались конкретные вопросы, связанные с положением на Северном Кавказе и небывалым всплеском случаев фабрикации дел в отношении мусульман, которых огульно обвиняют в самых тяжких преступлениях: терроризме и бандитизме. Журналист из Кабардино-Балкарии Фатима Тлисова, ныне проживающая в США, рассказала о катастрофическом положении на своей родине и в соседней Карачаево-Черкесии.
На протяжении последних восьми лет жизни в России за Тлисовой постоянно следили, ей угрожали. Женщина подвергалась нападениям. После того как Тлисова опубликовала статью об одном майоре, занимавшемся похищением детей, он пришел в редакцию с цветами и вытащил из букета револьвер. Тогда Фатиму спасли от расправы охранники. После статьи о генерале пограничных войск, который принудительно удерживал чеченскую сироту в качестве наложницы и для развлечения сбивал выстрелами картофелины с голов подчиненных, Тлисову профессионально избили у дверей ее собственной квартиры, сломав ей несколько ребер. Сейчас Фатима Тлисова работает в Бостоне.
На Форуме она подробно рассказала о фабрикации уголовных дел после вооруженного восстания в Нальчике, а также об отчаянной ситуации в Карачаево-Черкессии.
Так случилось, что во время работы Форума его участники получили письмо сотрудника Исламского комитета России Фатимы Тарасовой. В это время она находилась на Кавказе, и Форум получил открытое обращение родственников двадцати девяти лиц, обвиняемых в терроризме. По словам Тлисовой и Тарасовой, процесс, о котором идет речь в обращении, очень похож на нальчикский — большое количество подсудимых, чудовищные обвинения и запредельные сроки. Только, в отличие от Нальчика, не было ни восстания, ни стрельбы, ни трупов...
Дело этих "террористов" сейчас рассматривается в Верховном суде КЧР. Они обвиняются в покушении на насильственный захват власти, подготовке к терактам и покушении на жизнь сотрудников правоохранительных органов. В обращении, в частности, сказано: "Следствие по этому делу велось с чудовищными нарушениями российского законодательства. Для выбивания показаний использовались все изощренные методы: избиения, физические и моральные издевательства, пытки электротоком..." В частности, в обращении приводится несколько конкретных фактов, в том числе ситуация братьев Эдуарда и Эльдара Туркменовых. Они были арестованы 23 июля прошлого года. Их избили на глазах у матери и положили перед ступеньками, ведущими в дом. Когда сотрудники ФСБ (18-20 человек) выходили из дома, каждый наступал на мужчин. Обыск в течение получаса проводился без понятых. Братья были без сознания, Эдуарду сразу вывихнули челюсть, потом ударили электрошокером так, что он отлетел в сторону и потерял сознание. Эдуарда положили в машину скорой помощи, за углом остановились, пересадили его в другую машину и повезли в больницу, где работают контролируемые ФСБшниками врачи. Женщина-врач попросила Эдуарда показать язык, после чего заявила, что с ним все в порядке. Потом на голову Туркменову надели мешок и увезли в 6-й отдел. Далее последовал стандартный набор угроз и пыток. Младший брат Эльдар страдает инсулинозависимым сахарным диабетом, колоть инсулин ему не дают.
Сотрудник центра "Гражданское содействие" Елена Рябинина представила доклад о причинах и следствиях дискриминации мусульман в России. Она, в частности, отметила:
"Право российских мусульман на свободу совести оказалось заложником геополитики. Это становится совершенно очевидным из анализа соглашений, заключенных в рамках ШОС, и практики их применения.
Еще до вступления России в "Шанхайскую шестерку" в ряде регионов — в первую очередь, на Северном Кавказе — возникали острые ситуации, связанные с проявлениями радикальных течений в Исламе и c жесткой, переходящей в неадекватную реакцией российских властей на них. Самый известный пример — это поход Басаева на Дагестан в 1999 году, послуживший для федерального центра "спусковым крючком" второй войны в Чечне. Однако после ратификации Россией в январе 2003 года Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом ситуация изменилась качественно: на всей территории страны — в первую очередь, в регионах с большой долей мусульманского населения — началась имитация борьбы с явлениями, упомянутыми в ее названии.
Геополитический фактор проявляется здесь в том, что каждая из стран — участниц Конвенции преследует свои интересы в части подавления тех или иных проявлений общественно-политической и/или религиозной активности своего населения, а все остальные, без всяких сомнений, квалифицируют их как терроризм, сепаратизм и экстремизм. Так, в Концепции сотрудничества государств — членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в качестве одного из основных принципов, которыми должны руководствоваться государства-члены, указано: "Обоюдное признание деяния терроризма, сепаратизма и экстремизма независимо от того, включает ли законодательство государств — членов ШОС соответствующее деяние в ту же категорию преступлений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов".
Необходимо отметить, что заявленная в работе Форума тема Чечни, по мнению многих участников, была неадекватно освещена основным докладчиком.
Представитель турецкого СМИ "Голос Кавказа" Ислам Тумсоев предпочел сосредоточиться на подробном изложении истории Чечни начиная с 12 века, акцентируя внимание на негативной роли России даже в те периоды, которые характеризовались отсутствием российского присутствия в регионе. Поэтому ситуацию с нарушениями прав человека в современной Чечне пришлось дополнительно освещать как представителям неправительственных организаций, так и гостям Форума из числа чеченских беженцев в Финляндии.
Надо отметить, что тема вооруженного противостояния на Северном Кавказе проходила красной нитью через выступления многих участников конференции. Именно война в Чечне позволила Путину укрепить "вертикаль". Именно безнаказанность и потворство высоким военным и милицейским чинам в Чечне определили характер политических репрессий, масштаб которых отнюдь не уменьшился при более "либеральном" президенте Медведеве.
Об этом в своих выступлениях говорили Михаил Трепашкин, волгоградский журналист Елена Маглеванная, руководитель предвыборного штаба Эдуарда Лимонова Сергей Аксенов.
Второй день работы Форума был посвящен политическим заключенным России. С основным докладом выступила правозащитник Елена Санникова. Сергей Аксенов рассказал о борьбе нацболов и запрещении партии. Затем он подробно остановился на последних случаях преследования нацболов, в том числе на деле Андрея Никитина, акции в МИДе, хабаровском деле братьев Ворон, а также самарском процессе над Романом Мишуровым и Ильей Шуниным. В заключении Сергей заявил, что нацболы намерены использовать единственное оставшееся в России легальное поле для политической деятельности — президентские выборы.
На Форуме также обсуждалась ситуация с правами этнических и религиозных меньшинств как в самой Финляндии, так и в других странах Евросоюза. Лидер нацболов Латвии Владимир Абель говорил о защите прав русского населения страны. Он напомнил, что почти 18 процентов рожденных в Латвии людей являются негражданами. Абель призвал правозащитное сообщество не оставлять эту тему на откуп кремлевским демагогам и прекратить использование двойного стандарта в отношении русских, проживающих вне пределов России.
О ситуации с русскоязычной диаспорой Финляндии рассказала главный редактор газеты "Спектр" Элина Гусатинская, а о положении русских в Эстонии — представитель общественной организации "Открытая Эстония" Евгений Криштафович.
Надо отметить, что встречи, организуемые Финско-российским гражданским форумом, отличает не только широкий спектр затрагиваемых тем, но и нетривиальная культурная программа. На этот раз участниками Форума стали лидер питерского "Телевизора" Михаил Борзыкин и лидер выборгской панк-группы "П.Т.В.П" Алексей Никонов. Их концерт был организован в старинной военной крепости на острове Суоменлинна.
Форум этого года отличало еще одно обстоятельство. Его неформальное открытие состоялось еще в воскресенье, 24 мая. В рамках также ставшего традиционным проекта "Мировая деревня" проходила книжная ярмарка города Хельсинки.
"Мировая деревня" — это фестиваль всех представленных в Финляндии культур. Уже давно финское общество вышло за границы финско-шведско-лапландской культуры. На фестивале традиционно были представлены все континенты со своей музыкой, танцами, яствами.
Прибывавшие на Форум участники немедленно попадали в атмосферу дискуссий. В павильоне издательств Rosebud и "Инто" покупатели не отходили от стенда "Новой газеты". Популярностью пользовалось как и издание на русском, так проект издательского дома "Инто" — дайджест "Новой газеты" на финском. У подиума, с которого российские гости ярмарки общались с финской публикой, собралось довольно много народу. Михаил Борзыкин был приятно удивлен, узнав, что клип "Заколотите подвал", представленный на ярмарке, пользуется популярностью в Финляндии. Представитель нацболов Сергей Аксенов покорил сердца финнов своей спонтанной акцией "прямого действия", точнее прямого обращения.
Участвуя в дискуссии по вопросу "Россия. Евросоюз. НАТО", он не дождался от финских политиков вразумительного ответа на свой вопрос "А как финны относятся к перспективе вступления в блок?" и обратился непосредственно к публике. Из примерно полутора сотен слушателей только четверо подняли руки, голосуя за НАТО. Остальные дружно заявили о своем неодобрении подобной перспективы.
Были и ошибки в работе Форума. В основном они касались состава участников. Точнее, некоторые темы определяли этот состав. Очень важно говорить о проблемах всех меньшинств, в том числе и сексуальных. Любая социальная и национальная группа должна обладать равными правами. И стремиться уважать друг друга. К иным представителям ЛГБТ-сообщества это относится не в меньшей степени. В Хельсинки двое из гостей Форума явно преследовали цели, отличные от освещения ситуации с декларируемыми ими проблемами запрета так называемых "прайдов". Многие из участников Форума не поняли, почему на истерики Николая Алексеева ушло примерно столько же времени, сколько на обсуждение проблем политзаключенных.
Координатор движения "Оборона" Олег Козловский поделился своим мнением об успехах и неудачах Форума: "Он важен тем, что это — одна из немногих площадок, где российские гражданские организации могут донести свою точку зрения на происходящее напрямую до общественного мнения в Европе. Третья конференция с этой задачей тоже справилась, хотя именно состав участников был не самый эффективный. В результате половина времени была посвящена обсуждению несуществующих проблем и выяснению отношений между разными представителями секс-меньшинств, а на политзаключенных и общую ситуацию в России просто не хватило времени". Михаил Трепашкин также говорил о важности встреч в Хельсинки: "Они дали нам очень много новых возможностей для усовершенствования защиты людей, чьи права в России нарушаются. Огромнейшее спасибо организаторам форума".
Так случилось, что во время проведения Форума его участники узнали о предстоящем визите в Финляндию Владимира Путина. На следующий день после окончания работы Форума в здании парламента прошла пресс-конференция, на которой Михаил Трепашкин, Елена Санникова и Сергей Аксенов представили финским журналистам дополнительные факты о реалиях путинской России. Трепашкин говорил о том, что послужило причиной фабрикации дела о "секретном отделе политических убийц", созданном в структуре ФСБ при Николае Патрушеве. Санникова рассказала, что такое путинский "ГУЛАГ" и каковы условия содержания заключенных. Аксенов объяснил механизм создания "потемкинской деревни" во время проведения саммитов Россия — Евросоюз в разных российских регионах и рассказал, как "зачищают" площадки проведения этих саммитов от всевозможных "неблагонадежных".
Они выразили свою надежду, что финская общественность сформулирует свои вопросы российскому премьер-министру. "В тюрьмах и лагерях России содержатся политзаключенные, а также люди, осужденные незаконно. Те, кто проявляет общественную активность, подвергается преследованиям. Политические убийства и жестокие избиения журналистов стали реальностью России. В милиции, органах внутренних дел и местах лишения свободы применяются пытки. По-прежнему неблагополучно положение дел в Чечне. Вооруженные люди в масках похищают людей, многие из которых пропадают без вести. Многие чеченцы необоснованно осуждены на длительные сроки. В России преследуются гражданские активисты. Милиция и отряды особого назначения разгоняют мирные гражданские акции, пикеты, шествия, митинги", — говорится в заявлении участников пресс-конференции.
Вот такие Хельсинки — одновременно близкие и далекие. Близкие географически, далекие своим уровнем свободы и заинтересованностью в том, что происходит за их границей. А для российских участников Форума Хельсинки стали открытием. Финские политики легко идут на контакт. Этажом выше в парламенте президент Финляндии Тарья Халонен встречалась с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. В гости на Форум приходил Гарри Каспаров. Он приехал в Хельсинки по приглашению "летучего финна", чемпиона многочисленных ралли, а ныне депутата Европарламента Ари Ватанена.
P.S. Не все российские гости Форума покинули Хельсинки по его окончанию. Елена Маглеванная преследуемая за правду о пытках в российских тюрьмах, обратилась к властям Финляндии с просьбой предоставить ей политическое убежище. Просьба Маглеванной принята к рассмотрению.
Вы можете оставить свои комментарии здесь