В частности, там ее подзащитная, тяжелобольная пенсионерка, получила сначала условный срок, а теперь приговорена к 6 годам и 7 месяцам реального срока лишения свободы за приобретение небольшой партии мака, в которой чистый мак составляет 0,001 процента.
Другой участник пресс-конференции, Лилия Осьминина, рассказала, что в Курске по подобному делу проходят 10 человек, в том числе ее муж. Все они побоялись приехать на пресс-конференцию, поскольку, по ее словам, запуганы органами Госнаркоконтроля. Ее супруг находится под стражей. Срок его ареста продлен до 16 месяцев. При этом фирма, где была закуплена партия мака, на основании чего арестовали Осьминина, продолжает работать.
Нарколог, руководитель медицинских программ благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Сергей Полятыкин заявил, что Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) не выполняет свои функции. Он сообщил, что кондитерский мак легально ввозится в Россию, где его производить запрещено с территории Турции, Чехии и Нидерландов. По его словам, импортируемый мак соответствует всем стандартам.
"Подобные уголовные дела — лучшая иллюстрация к тому, чем были 37-й и 38-й годы. Силовые структуры настолько деградировали, что не умеют работать иначе, чем методами подтасовки. Одна тысячная и даже одна десятитысячная доля процента содержания наркотика становится основанием для уголовного преследования", — заявил нарколог.
По мнению Полятыкина, это делается ради отчетности и сопровождается круговой порукой ФСКН, прокуратуры и органов следствия, а также служит средством для вымогания денег у предпринимателей под угрозой возбуждения уголовных дел.
"Такая же ситуация была с ветеринарами, — напомнил он, — когда какая-то сволочь в Минсельхозе не удосужилась разработать правило использования наркотиков в ветеринарии, и в результате врачи получали реальные сроки заключения".
Предприниматель Роман Пронякин, подвергшийся уголовному преследованию за торговлю булочками с маком, обвинил управление ФСКН по Калужской области, где против него было возбуждено дело, и конкретно генерал-майора Бориса Смирнова в дезинформации.
Адвокат Андреева, в свою очередь, высказала мнение, что решением проблемы может стать отсеивание несоответствующего стандартам мака на границе, как это сделала владимирская таможня, не пропустив в Россию партию мака с наслоением опиума.
Андреева рассказала, что, согласно заключению пензенского Института сельского хозяйства, в России невозможно произвести полную очистку мака от маковой соломки. Поэтому, на взгляд Андреевой, необходимо принять нормативный акт, регламентирующий допустимую долю содержания наркотиков в различных продуктах.
Действующий с 2006 года ГОСТ, который вообще запрещает любое содержание наркотиков в продуктах, Сергей Полятыкин назвал невыполнимым. С 1976-го до 2006 год в России действовал ГОСТ, который допускал содержание до 3 процентов наркотика в пищевых продуктах.
"В США провели исследование, — рассказал Полятыкин, — согласно которому 95 процентов находящихся на руках долларов содержат следы кокаина. Я предлагаю ФСКН заняться изъятием долларов. Это гораздо прибыльнее, чем булочки с маком".
Лев Левинсон, в свою очередь, отметил, что "мак, биологически активные добавки, анаболические стероиды — это проблема пищевой безопасности, ведомства господина Онищенко, а не Госнаркоконтроля". Он также сообщил, что подготовлено обращение в общественный совет при ФСКН с требованием прекратить практику возбуждения подобных уголовных дел.
Напомним, Роман Пронякин по подозрению в сбыте наркотиков провел в СИЗО полтора года — максимальный срок предварительного содержания под стражей. Поводом для преследования его и его коллеги Романа Деметьева стало наличие маковой соломки в пищевом маке, которым они торговали на законных основаниях. Для того чтобы "подвести под статью" предпринимателей, ГНК пришлось изъять огромную по объему партию кондитерских булочек с маком.
Деметьев находится под стражей и сейчас.
Антон Семикин, Ольга Сашина
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter