В свою очередь председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев считают, что имело место тенденциозное нарушение процессуальных прав обвиняемых и фабрикация дела. Причиной этого могли стать политическая ангажированность следствия, а также, возможно, и сговор с целью создания уличающих доказательств.
Основанием для таких вывод стало прежде всего следующее: почти годичный интервал между возбуждением дела и предъявлением обвинения, лишивший Ерофеева и Самодурова процессуальных прав обвиняемых на самых важных этапах сбора доказательств (экспертиза, допрос свидетелей); направление дела "проверенным" экспертам; совпадающие до запятой показания свидетелей.
Злоупотребление в борьбе с экстремизмом, по мнению правозащитников, дискредитирует государственную защиту конституционных прав.
Правозащитники считают, что такие действия следствия имеют высокую общественную опасность и просят прокуратуру — как надзирающую инстанцию — дать оценку этим действиями в рамках уголовного дела и признать выдвинутые обвинения против Ерофеева и Самодурова незаконными и необоснованными, а при необходимости — поставить вопрос об уголовной ответственности за фальсификацию доказательств и привлечение к ответственности заведомо невиновных лиц.
Напомним, Самодурова и Ерофеева обвиняют в связи с организацией выставки "Запретное искусство - 2006" в марте 2007 года. С требованием привлечь организаторов выставки к уголовной ответственности обратилось в прокуратуру православно-патриотическое движение "Народный собор", объединяющее более 200 православных, ветеранских и молодежных общественных организаций. Участники движения сочли, что произведения выставки оскорбляют чувства верующих и способствуют разжиганию религиозной розни.