"Мы застряли в феодализме на многие сотни лет".
Борис Стругацкий
Апрель преподнес нам целый букет блистательных событий, которые мне лично не могли привидеться и в кошмарном сне. Прежде всего, это, конечно, избрание тов. Путина председателем "Единой России" без вступления в эту партию. Накануне он заявил, что, желая быть председателем, не хочет быть членом, и устав партии немедленно соответствующим образом был подправлен и опять же единогласно одобрен съездом партии. А на днях мы узнали, что руководство партии переезжает на Старую площадь в бывшее здание ЦК КПСС. Все должно соответствовать величию нового председателя!
Политологи и комментаторы всех мастей и рангов немедленно начали глубокомысленные рассуждения о значении избрания ВВП лидером ЕР, избегая при этом касаться самого существенного, а именно, что это событие имеет сильнейшее зомбирующее воздействие на граждан страны, подавляет их последние способности к критическому мышлению. Заметим, Путин даже не потрудился объявить россиянам причину своего беспрецедентного условия – председательствовать, не вступая в партию! Ведь если бы объявил, не было бы такого парализующего сознание эффекта. Люди стали бы думать, обсуждать, критически оценивать его мотивы… А так – остается только гадать, какое гениальное соображение легло в основу путинского ноу-хау: председатель, но не член!
И сколько за этим нововведением пренебрежения к народу его избравшему, какое вознесение над грешной землей: что хочу, то и ворочу! Дальше Путину остается только уподобиться римскому императору Калигуле и ввести в Думу своего боевого коня или любимую собаку!
И люди страны в 21 веке, с умилением приемлющие такие капризы самовластья, теряют способность, сами того не замечая, к жизни в этом 21-м веке. Их ждет дальнейшая моральная и умственная деградация (хотя, казалось бы, и сейчас уже дальше некуда!). Доля России в мировом инновационном процессе сейчас составляет всего лишь 0,3%. А что будет дальше?
Но вернемся к кафкинско-оруэлловскому календарю апреля. Вслед за торжествами по поводу избрания "отца нации" дополнительно председателем "Единой России", стало известно о замысле президента Петербургского университета, академика Людмилы Вербицкой создать Комиссию по повышению нравственности населения под руководством тов. Путина, безупречная нравственность которого характеризуется, очевидно, войной в Чечне, операциями в театре на Дубровке и в Беслане, подавлением всех демократических институтов и свобод и многими другими не менее нравственными подвигами.
По мысли Вербицкой, комиссия "должна вырабатывать предложения по обеспечению государственной политики в сфере духовности, разрабатывать критерии нравственного поведения, нормы высокой морали, готовить законы, ограничивающие бесконтрольность СМИ" и т.п. В состав комиссии Вербицкая предложила включить среди прочих таких высоконравственных деятелей, как патриарх Всея Руси Алексий Второй, генерал Валентин Варенников, художник Илья Глазунов, ну и, разумеется, себя любимую.
Не менее знаменательным событием представляется и награждение тов. Путина нобелевской премией. Да, нобелевской, не пугайтесь, это не галлюцинация! Но не знаменитой премией им. Альфреда Нобеля, а премией имени его старшего брата – Людвига Нобеля, торговца нефтью, жившего в 19-м веке в России. Премия его имени была учреждена в Санкт-Петербурге в 1888 году, однако не приобрела славы премии его младшего брата и в 1917 году перестала существовать. Впрочем, как теперь выяснилось, в 2004 году некий питерский бизнесмен Евгений Лукошков воссоздал эту "нобелевскую" премию им. Людвига Нобеля и стал награждать ею различных деятелей. Премия пребывала в безвестности, пока Лукошников не отважился присудить ее самому Владимиру Владимировичу. Это решение он мотивировал следующим образом: "В эпоху Ельцина в России царил хаос и беззаконие. Кто-то должен был взять на себя ответственность и остановить грабежи и убийства. Это бремя взвалил на себя Путин и нес его восемь лет".
Официальный представитель стокгольмского Нобелевского фонда Аннике Понтикис, как сообщает Newsru.com, заявила, что их фонд "не поддерживает никаких отношений с российскими организациями, использующими имя братьев Нобель, и не может никоим образом комментировать их действия". Бедные западные деятели с их политкорректностью, сколько им приходится хлебать от "веселых и находчивых" российских бизнесменов, или просто бандюков!
Все эти апрельские события говорят о том, что атмосфера феодального холопства в стране густеет.
Яркий пример тому – одни из последних событий в "Яблоке". Я имею в виду конфиденциальную встречу Григория Явлинского с Путиным. Факт, позорный для Явлинского сам по себе. Но, оправдывая эту встречу, Явлинский стал нападать на "радикальную оппозицию", намекая на "Другую Россию" и те партийные группы, которые в нее входят. "Нужен диалог с авторитарной властью, во всех допустимых политических формах, – заявил Явлинский, – а не становиться вечными, хорошо оплачиваемыми неизвестно кем, профессиональными революционерами". (Выделено мною - В.Б.)
До сих пор мы слышали такое лишь из уст тов. Патрушева и путинских пропагандистов. И никогда я не предполагал, что подобное могу услышать от Явлинского. Ведь в сущности это гласный донос. Я думал, что в "Яблоке" после этого вспыхнет восстание против Явлинского. Но кроме отрытого письма литератора Данило Коцюбинского о выходе из партии в знак протеста против действий Явлинского, ничего не произошло (если кто-то присоединился к Коцюбинскому и для меня это прошло незамеченным, то приношу таким людям извинение!)
Зато в поддержку своего вождя выступили его ближайшие соратники. "Быть оппозицией – это не значит ругаться и драться с милицией", – глубокомысленно заключил заместитель председателя партии Сергей Иваненко. Еще дальше пошел Сергей Митрохин, который объявил одним из главных врагов "Яблока" "группировку обиженных олигархов, которых отодвинули от власти". Они, значит, хотят к власти вернуться и для этого "наняли на работу ряд известных людей, заключили бригадный подряд с некоторыми СМИ и развернули фактически войну против "Яблока". Ни имен обиженных олигархов, ни явок, ни кличек Митрохин не назвал. Думайте о ком хотите, кто вам "милее": о Березовском, Невзлине и т.п. Не объяснил Митрохин и того, чем может "Яблоко" мешать обиженным олигархам вернуться к власти.
Можно ли опуститься ниже? Но яблочники в массе своей все это скушали! То есть яблочная интеллигенция, по моему мнению, мало чем отличается в отношении холопства от "элитарных" кругов, кушающих все капризы Путина. Если бы завтра Явлинский и "Яблоко" вдруг пришли к власти и разместились в кремлевских апартаментах, все, без сомнения, повторилось бы по новой. Появился бы новый "национальный лидер" с новой "вертикалью власти".
Все нынешние холопские игры проходят на фоне ухудшающегося положения в стране. Продолжается разорительный рост цен, процветает коррупция, закон и право попираются всеми, кому не лень. В Чечне и вокруг нее продолжается партизанская борьба, а в самой России раскручивается террор нацистских группировок, взращенных в недавнем прошлом КГБ-ФСБ. Число убийств нацистами людей с неславянской внешностью достигло рекордного уровня: за первый квартал этого года их насчитывается почти вдвое больше, чем в прошлом году. Достойно был отмечен фашистами и очередной день рождения Гитлера (20 апреля), отмечен серией убийств и избиений. Скинхеды даже разыскали дом, где в годы Отечественной войны работал Еврейский антифашистский комитет, почти все члены которого в 1948 году были расстреляны по приказу Сталина. И на доме том фашисты вывесили портрет Гитлера и вывели надпись: "Гитлер был прав!". (Любопытно, как удалось скинам найти этот дом? Уж не с помощью ли старших товарищей-опекунов?)
И самое главное – продолжается вымирание населения – интегральный результат всех нынешних условий жизни. С 1992 года население России уменьшилось со 148-149 до 120 миллионов, т.е. на 28–29 миллионов! (Данные кафедры демографии МГУ. Телемост Москва-Пекин. РИА "Новости" 11.05.07). Между прочим это число вымерших вполне соответствует численности жертв сталинских репрессий! По прогнозу демографов МГУ к середине века, если условия жизни в стране коренным образом не изменятся, население России может скукожиться до 40 миллионов. Но для катастрофы, для развала гигантского по размерам государства достаточно будет уменьшения населения и до 80 миллионов. И у нас нет времени ждать сорок библейских лет, пока россияне выдавят из себя холопство и избавятся, наконец, от феодализма.
Россия фактически остается сейчас в Европе единственным феодальным государством с госкапиталистической экономикой. Каковы причины такой приверженности феодализму? Выделю две, на мой взгляд, важнейшие. Во-первых, это проявление инерции (традиции) многовекового существования феодализма в России, притом по жестокости близкого к рабовладельчеству. И, во-вторых, это следствие внедрения капиталистической экономики, что привело к разрушению гигантской обрабатывающей индустрии, с которой был связан труд большей части населения страны. Эти ставшие лишними люди оказались ввергнуты в нищету, потеряли смысл существования и начали бурно вымирать. "Новые русские" (они же старые коммуняки), чтобы защитить свои богатства (грабительски, по феодальному приобретенные) от угрозы восстания "новых нищих", стали давить демократию в стране и подыскивать жесткого воеводу, который мог бы держать народ в "ежовых рукавицах". К этому процессу подключилась инерция-традиция феодализма – и мы получили то, что получили: очередной феодальный режим. В России все как в том анекдоте: собираешь мясорубку, а получается пулемет. Учреждается президентская республика – получается самодержавие…
Как изменить ситуацию? Все зависит от людей интеллектуального труда (или попросту – от интеллигенции). У них есть время, силы и навыки осмысливать жизнь и искать пути ее изменения. Но российская интеллигенция в массе своей поражена интеллектуальным холопством: все внимание она обращает лишь на господствующий на Западе стареющий капитализм. Того, что в странах Запада последние 30-40 лет успешно развиваются анклавы посткапиталистического уклада, который был бы спасительным для России, российская интеллигенция упорно не хочет замечать. Уклад этот (или строй) представляет собой новый социализм – демократический, рыночный, опирающийся на групповые формы собственности работников и новый механизм кооперативного кредита. Это тот строй, который Андрей Сахаров называл конвергентным, а я предпочитаю называть синтезным, т.е. возникающим в результате синтеза определенных качеств и принципов капитализма и социализма. (Синтез предполагает создание нового качества.) Социализм, сложившийся в России в 1917–1921 годах, представлял собой антитезис капитализму – отвергал все его составляющие. Антитезисные формации часто возникают в начале революций, но они не могут быть эффективными и устойчивыми. Они либо трансформируются в синтезную формацию, либо погибают под ударами каких-либо контрреволюций, феодальных или буржуазных. НЭП в России объективно представлял собой переход к синтезному социализму, но был сокрушен сталинской феодальной контрреволюцией, замаскированной под "строительство социализма в одной, отдельно взятой стране". Сталин, не забудем, воссоздал даже государственное крепостничество – с 1932 года для крестьян, которые не получили паспортов и оказались приписанными к колхозам, а с 1940 года для городских людей, которые были лишены права уходить с работы без разрешения дирекции (3 года лагерей при ослушании и год за опоздание на работу более, чем на 15 минут!). Миллионы людей в лагерях были обречены на рабский труд.
А.Д.Сахаров в своей последней статье о конвергенции, написанной им в последний год его жизни, отмечал, что "конвергенция подразумевает отказ и от догматизма капиталистической идеологии ради спасения человечества" ("50 на 50, опыт политического словаря", сборник статей, Москва,1989 год). Но правые круги нашей интеллигенции пренебрегли этим предупреждением Сахарова. Они даже и не попытались избавиться от упомянутого догматизма и не осознали вопиющей несовместимости капитализма с Россией. Во всех бывших социалистических странах с укоренением капитализма укореняется и демократия, а у нас – искореняется. Даже самый дикий капитализм везде и всегда способствовал развитию промышленности, науки, техники, а не разрушал их, как у нас. И уже 17 лет эта разрушенная промышленность не восстанавливается. Но 17 лет – гигантский срок в 21 веке, и если за этот срок промышленность не была воссоздана, значит, она никогда уже и не будет воссоздана при капитализме. А ведь ее воссоздание непременное условие прекращения вымирания народа! Обрабатывающая промышленность способствует развитию страны, науки, образования, здравоохранения, дает множество качественных рабочих мест и повышает жизненный уровень народа. Какие еще нужны доказательства несовместимости капитализма с Россией?
Левые круги также не способны преодолеть догматизм своей псевдосоциалистической идеологии, глубоко реакционной, обращенной в прошлое и густо замешанной на антизападничестве, а то и на великорусском шовинизме. Их враждебность к Западу, воспитанная еще советской пропагандой, мешает им видеть рождение на Западе синтезного, настоящего социализма и мешает им понять, что далеко не все в капитализме плохо. С пренебрежением относятся они и к западной демократии, не понимая ее, и понимать не желая. Фактически в России нет значимых современных левых кругов в оппозиции. И это большая, очень большая беда для страны.
Для преодоления инерции феодализма и холопства России необходима "шоковая терапия" демократией, чтобы с демократией соприкасались и были в ней заинтересованы все слои населения. Необходима демократия как на уровне государства, так и производства. Граждане страны должны обладать правом решающего голоса во всех структурах общества, в которые они входят. А для этого, в свою очередь, необходима и групповая собственность работников на средства производства (особенно в крупной и средней промышленности), и выборы по производственному принципу, когда выбирают тех, кого хорошо знают по работе, когда не нужны деньги для "раскрутки" кандидатов и исключается фальсификация результатов выборов; необходимо и регулярное использование референдумов. Ну и, конечно, нужна парламентская система, независимые СМИ, независимая судебная система и еще многое другое.
Но чтобы всего этого достичь, надо иметь в стране обширный слой интеллигенции, способной смело и непредвзято мыслить, осознавая в то же время ответственность за свои слова и поступки. Интеллигенции, имеющей твердые моральные критерии и сопереживающую страданиям народа.
Мне очень больно об этом писать, потому что я не вижу, откуда такая интеллигенция могла бы взяться в нынешней России, да еще в относительно короткий срок. Не забудем о вымирании населения!
Вы можете оставить свои комментарии здесь