- Анатолий Юрьевич, что означает похвальба Путина, прозвучавшая в его речи в Лужниках, по поводу роста на 70 процентов ВВП и капитализации активов в 30 раз?
- Прежде всего, надо обратить внимание на структуру экономики, где именно произошли наибольшие изменения. Это все та же пресловутая нефтегазовая отрасль, которая стала приносить большие доходы. Соответственно, повысилась стоимость ее активов. При этом количество добытой нефти не увеличилось, инфраструктура нефтегазового комплекса так же: во многом она устарела и изношена. Так что, по моему мнению, общий рост ВВП произошел, в первую очередь, за счет снижения курса доллара, а также роста цен на энергоносители.
- Как изменилась промышленная политика при Путине?
- По большому счету, при Путине оба правительства ничего не сделали. Тренд в этом направлении был задан правительством Примакова, и у Касьянова были намерения его продолжить. На словах Путин его поддержал, на должность вице-премьера по промышленности был назначен Борис Алешин, ему были даны большие полномочия. Но через три месяца его деятельность оказалась прарлизованной, сверху поступили новые руководящие указания: заниматься административной реформой. Все бросились выполнять их. Три месяца форсированно осуществляли административную реформу. Очевидно, что в такие сроки реальных преобразований не происходило, это была имитация бурной деятельности, чистый пиар.
- Можете ли Вы привести конкретные примеры, характеризующие состояние промышленности в годы правления Путина?
В качестве такового возьмем авиапром. Авиационная промышленность – это, во-первых, мотор прогресса, во-вторых, без нее невозможно самостоятельное развитие любого государства. Страны, не имеющие собственных самолетов, не обладают оборонной достаточностью, они не могут контролировать свое воздушное пространство, шансы таких стран в войне сводятся к нулю. Кроме того, необходимость существования авиапрома в России определяется колоссальными пространствами. В странах больших размеров: таких, как Бразилия и США — количество авиоперевозок огромное, по другому нельзя — это вопрос выживания. В противном случае — дезинтеграция и распад.
По этой причине в Советском Союзе авиационной промышленности уделялось первостепенное внимание, выпускались все виды, как военных, так и гражданских самолетов. По качеству наши военные летательные аппараты ничем не уступали тем же американским, а гражданские были похуже, но они выполняли свои функции. Аэрофлот, включающий сеть аэродромов, а также единую диспетчерскую службу – по сути являлся такой же естественной монополией, как РЖД. И вот этот живой, сложный комплекс, связанный с потребностями обороны, численностью 2 миллиона человек был практически разрушен. В десятки раз сократился выпуск самолетов, в 20 раз упало количество авиаперевозок, Аэрофлот был раздроблен на более 100 кампаний, имеющих по 1-2 самолетам, незаинтересованных в обновлении парка. Единой системы перевозок не стало.
И эта тенденция при Путине не изменилась. Более того, за годы правления Путина посыпалась система аэродромов, их количество сократилось в несколько раз. Семь лет назад выпускалось 5-6 гражданских самолетов в год, то есть меньше, чем количество авиционных заводов, и сейчас их объем не изменился. В гражданской авиации осуществляется переход на заграничные самолеты, что экономически не выгодно и угрожает национальной безопасности.
- Какие-то проекты при Путине все же инициировались?
Буквально на днях было принято решение по производству в Казани Ту-334 на замену Ту-154. Однако согласно постановлению правительства № 1400, он должен был быть запущен в серию аж в 2002 году. Под эти цели специально был построен сборочный цех на Луховицком заводе, истрачено 25 миллионов долларов бюджетных средств. Кто ответит за эти расходы? Кто ответит за то, что проект задержался на пять лет, а люди разбивались, летая на устаревших самолетах? Предполагают производить по 3 самолета Ту-334 за два года. Ну это же форменное издевательство! И так во всем.
Ничего неслышно про хваленный проект продажи Индии авианосца "Адмирал Горшков". Для него собирались произвести 4 эскадрильи Миг-29К — это принципиально новая машина. Под это планировалась работа конструкторских бюро, резерв производственных мощностей, занятость рабочих. Ничего не сделано. Индия после снятия эмбарго начнет закупать американские самолеты. Безумные деньги были потрачены на форсирование совместного проекта "Сухой" и "Боинг" среднемагистрального самолета Суперджек-100. Самолет должен произвести первый полет в конце этого года. Год заканчивается, а фюзеляж только привезли в ЦАГ обдувать. Обдувают! При Путине мы отказались делать совместно с Украиной Ан-70, решили модернизировать Ил-76. Украина довела до ума Ан-70 самостоятельно, и теперь его будет закупать НАТО, а модернизацией Ил-76 мы не занимались, потому что самолет производится в Ташкенте. Такое вранье и бред, бред и вранье — постоянно.
- Чем же занималась путинская команда все это время?
- Перехватом собственности Путин замкнул всю собственность на правящую группу, осуществил гиперцентрализацию управления. Объяснение: все будет лучше в одних руках. Но лучше не стало. Он консолидировал не право собственности, а только контроль и власть. Собственник хотя бы отвечает за собственность, он обязан ее модернизировать, а тот, кто контролирует, ни за что не отвечает: отбирает деньги и кого-то периодически сажает. Это феодальная система. За 8 лет правления Путина никакой реиндустриализации не произошло.
Как элемент промышленной политики осуществляется продажа своих "рабов" в рабство. Возводиться очередной сборочный завод, еще одна упаковочная линия. Это выгодно, у нас образованные рабочие, есть культура производства, а платить можно, как обезьянам, копейки. Законодательство полностью на стороне работодателей. Почему бастуют рабочие в Всеволжске? Да потому что за одну и ту же работу они получают в 10 раз меньше, чем в Германии, в 5 раз — чем в Польше. И мы гордимся этим. В Красноярске на заводе "Кока-колы" супервайзеры, а по нашему надсмотрщики, избивают рабочих. Условия труда всюду скотские, поэтому каждый день в России происходят забастовки.
- Как вы думаете, люди не понимают всех этих процессов?
- Деятельность Путина и его команды носит хаотический характер, но они умеют создавать впечатление. Вместо того, чтобы работать над ошибками, исправлять просчеты, им проще своим оппонентам разбить молотком компьютер или голову и сказать, что ничего не было: ни ошибок, ни просчетов. Случись завтра война с Гондурасом, мы ее проиграем. Но нам скажут, что войны не было вообще или что мы в ней выиграли. Ведь утверждается же, что Путин выиграл войну в Чечне. Сейчас там живет человек 100 русских, контроль над территорией держит Кадыров, зато мы исправно платим дань. Таким образом мы потеряем еще несколько субъектов, например, Ингушетию. Вместо Аушева там управляет Зязиков. Вся республика против него, и народ не может понять: почему Москва за него так цепляется? Восставать начнут и русские регионы: зачем нам эта банда? Развели, черт знает что! У "рабов" одна возможность — удавиться. Народ за небольшие деньги пока еще повизгивает от восторга. Но на самом деле Путин — это проклятье страны.
- Как вы полагаете, судьба России уже решена?
- На мой взгляд, страна уже не живет, хотя люди еще шевелятся. Укрепление власти оправдано только при создании коммуникационных проектов: единой энергетической системы, транспортной системы, связи. А сейчас все это ликвидируется. Государство уже не представляет собой единый народохозяйственный организм, регионы не ведут совместной деятельности, не обмениваются продуктами труда. Приходит из-за рубежа концентрат, картон, его штампуют, заливают в пакеты разбавленным, вот и весь производственный цикл. Общество деморализовано. В этих условиях оппозиции необходимо выстраивать позитивный образ будущего. Методом осознанных коллективных усилий, внося посильную лепту, выстраивая коммуникации, налаживая информационный обмен, мы сможем возглавить осмысленное движение вперед.
Вы можете оставить свои комментарии здесь