Это отнюдь не единичное мнение пресытившегося критика. Резкое падение интереса к телевизионному действу отмечают серьезные социологи. Прежде всего, это относится к программам общественно-политической, в том числе, выборной тематики. По данным "Левада-Центра" более чем 34 процента зрителей не проявляют интереса к таким передачам. Рейтинг партийных дебатов на канале "Россия" не превышает трех процентов, на первом канале едва достигает полутора, а на канале ТВ-Центр не достигает и одного процента. Для сравнения отметим, что всего лишь четыре года назад рейтинг телевизионных предвыборных дебатов не опускался ниже шести-семи процентов на всех федеральных каналах.
Похоже, это прекрасно понимают кремлевские политтехнологи. На минувшей неделе они сменили тактику. От вялого топтания на месте партия власти перешла в наступление. Оно развивалось сразу по двум направлениям. Прежде всего "медведи" вознесли своего кумира на следующую ступеньку воображаемого пьедестала, провозгласив "национальным лидером". Одновременно единороссы дали сигнал к атаке на непримиримую оппозицию. Это при том, что до недавнего времени Кремль высокомерно делал вид, будто не замечает ее существования.
Обожествление действующего президента приобрело на федеральных каналах характер, близкий к массовому помешательству. Инициативы "запутинцев" и "женщин Приморья" больше похожи сегодня на танцы восточных шаманов, нежели на серьезные политические акции. Общему психозу поддались даже передачи доселе старавшиеся сохранять свой респектабельный имидж. Субботний выпуск программы Владимира Познера "Времена" (Первый канал) был посвящен обсуждению того, почему же все-таки так велик и прекрасен наш дорогой Владимир Путин. Сам по себе этот тезис принимался в качестве аксиомы и даже не ставился под сомнение. Политологу Андранику Миграняну и адвокату Павлу Астахову оставалось только подыскивать нужные определения для этого величия. Гостей сдержанно одобрял сам "телегуру" Владимир Познер. В аналогичном ключе были построены многие сюжеты последнего выпуска передачи "Постскриптум" Алексея Пушкова (канал ТВ-Центр).
Судя по всему, только Кира Прошутинская в ток-шоу "Народ хочет знать" (канал ТВ-Центр) счастливо избежала "президентской" темы. Ее гости говорили о пробуксовке реформ жилищно-коммунального комплекса и неизбежным в этой связи обострением социальной обстановки в стране. Гости студии пришли к выводу, что грядущее значительное повышение цен на коммунальные услуги может отрицательно сказаться на рейтинге руководителей как самой отрасли, так и всего государства. Понятно, что к нашему "национальному лидеру" этот вывод имеет самое непосредственное отношение.
Впрочем, "акулам эфира" на неделе явно было не до таких мелочей, как проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Помимо прославления "шефа" им было необходимо "замочить" его недругов. Пока еще это "мочилово" оказалось достаточно робким, и больше напоминало разведку боем, нежели сам бой. Однако то, что в эфире были названы, пусть и в негативном контексте, запретные доселе имена, представляется весьма символичным. По мнению аналитиков, это означает, что предвыборная схватка переходит из скрытой в открытую стадию.
Одним из первых "на темной стороне" политического поля в свойственной ему манере отметился, конечно же, Владимир Жириновский. Это выглядело не более чем забавно. В программе "К барьеру!" (канал НТВ) Владимир Вольфович заявил, что за вступление нашей страны в Евросоюз выступают только масоны (ДПР) вместе с "несогласными" Каспаровым и Лимоновым. После чего Жириновский эффектно добавил, что продаваться, естественно, не грешно, но "лучше продаться за тысячу юаней, чем за один евро". Понятно, что такого рода "позиция" – вернее, ее отсутствие – не требовала серьезного комментария. Правда, другой "дуэлянт", лидер ДПР Андрей Богданов, все же решил не оставлять без ответа очевидную глупость, и сказал, что приверженцами европейского выбора России были, в частности, Суворов и Пушкин.
На том же самом "подзаборном" уровне оказалась и "критика" оппозиционеров со стороны Михаила Леонтьева в передаче "Судите сами" (Первый канал). Он также не поразил зрителей новизной суждений. По мнению журналиста, врагами "национального лидера" являются "полусумасшедшая фронда" оппозиционеров из "Другой России" и оборотни-популисты из СПС. Нервного Леонтьева тут же поддержал соратник по палате Сергей Кургинян, сказавший, что "сдвиг Путина со своих позиций хоть на микрон тут же станет гарантией масштабного политического кризиса". Между прочим, на этой передаче очень показательным оказался персональный состав приглашенных в студию "сторонников Путина". На "скамейке запасных", помимо Леонтьева и Кургиняна, вытянулись в струнку Глеб Павловский, Виталий Третьяков и Александр Дугин. Если предложить "навскидку" составить список главных консерваторов и противников прогресса в России, то почти наверняка эти имена займут в нем достойное место.
Наиболее последовательной и креативной оказалась критика оппозиции Глебом Павловским в его собственной авторской программе "Реальная политика" (канал НТВ). Глеб Олегович уже в начале программы заявил, что "будущая Дума будет "путинской", или же Думы не будет вовсе". Потом Павловский в одном из сюжетов впервые явил зрителю "мультяшного" Гарри Каспарова. Малосимпатичный персонаж пробормотал, что, якобы, хочет "отбросить Россию в далекое прошлое", да и вообще сама Россия ему категорически неинтересна.
Удивляться тут нечему – большинство программ Павловского построены на откровенной лжи и передергивании фактов. Но вот к угрозам он прибегает не так часто. На этот раз Глеб Олегович изменил обыкновению. В заключение программы он пригрозил упрямым оппозиционерам, что "после второго декабря власть поименно вспомнит всех, кто поднял на нее руку". Но прозвучало это почему-то уже не грозно, а жалко. Как лай пресловутой Моськи на Слона. Или, продолжая в шахматной терминологии – Короля.
Причины этого вскрыл в своем, на мой взгляд, очень точном и изящном анализе политолог Станислав Белковский. В программе Евгения Киселева "Власть" (канал RTVI) он сказал, что Кремль и его приспешники выглядят жалкими из-за своего панического страха. Не обошел этот страх и самых высших руководителей, которые, по мнению Белковского, прекрасно понимают, что рано или поздно им придется нести ответственность за содеянное. По образному выражению политолога, "здесь никаких стопроцентных гарантий безопасности быть не может, потому что и "первый конверт" уже готовится, чтобы положить туда заветное послание, и судья Балтазар Гарсон уже протирает очки и встает с дивана, и наследники Карлы дель Понте уже шебуршат бумажками в предвкушении".
Для непонятливых поясню - Белковский имел в виду то, что эти уважаемые господа с нетерпением ждут наступления марта будущего года, чтобы с радостью предъявить букет обвинений нашему "национальному лидеру". Который к тому моменту должен лишиться власти и сопутствующих ей "гарантий неприкосновенности".
К сожалению, выводы Белковского могли услышать только продвинутые обладатели высокоскоростного Интернета или навороченных спутниковых тарелок. Таковых в нашей стране, увы, не очень много.
Всем остальным пришлось выслушивать угрозы Глеба Павловского.
Вы можете оставить свои комментарии здесь