И ладно бы только сервильные политтехнологи – даже многие честные аналитики тогда лишь покачали головами: "Какой еще коллапс! Какой слив компромата в прессу! И так все понятно: будет у нас Иванов или Медведев, о чем объявят к середине лета. Выборы пройдут тихо и гладко. "Единую Россию" ожидает невиданный триумф. Остаток голосов перехватит "Справедливая Россия". Оппозиция будет окончательно запугана и рассеяна милицейскими дубинками. А Каспарову вообще лучше молча играть в шахматы – ничего-то он в политике не понимает!"
Сегодня время окончательно расставило все точки над i, показав остроту политического чутья каждого из нас – города России уже украшают новогодние елки, а имя "преемника", действительно, так и не объявлено. Нервозность раздробленной на многочисленные группировки российской элиты достигла такого накала, что начались "войны спецслужб" с арестами генералов и письмами в "Коммерсант". Многочисленные скандалы потрясли-пошатнули и, похоже, окончательно опустили ниже семипроцентного плинтуса "вторую ногу власти" — партию "Справедливая Россия". А пробивающиеся то в газеты, то на телеэкран отголоски подковерных схваток, критика Путина из уст лидеров СПС начали медленно, но верно опускать и "медвежий" рейтинг: по оценкам ВЦИОМ он уже сократился с 54-56 процентов до 50. В телепередаче Владимира Соловьева "К барьеру!" полунесогласные демократы – все, кому только удается каким-то чудом прорваться в эфир в обход "стоп-листов", все чаще побеждают сторонников Владимира Путина. Причем – с внушительным численным перевесом.
И вроде бы все хорошо, и массовые протестные акции пока не сотрясают российские города. А разлитое в воздухе напряжение чувствуется. И это нарастание нервозности, неопределенности собственного будущего провоцирует чиновников на совершенно нестандартные телодвижения. После того, как Владимир Путин – опять же ко всеобщему удивлению – лично возглавил предвыборный список "Единой России", одни из них предложили превратить Россию в парламентскую республику, где первым лицом станет лидер правящей партии. Другие предлагали кандидатуру нынешнего президента на пост премьер-министра. Отдельные же деятели "Единой России", чтобы избежать слов "третий срок для Путина", которые президент практически уже запретил повторять, придумали совсем уж фантастический "план": сделать из него национального лидера России — политического и духовного. Наподобие иранского аятоллы или даже царя в системе конституционной монархии, который, вероятно, будет сидеть где-нибудь в Сочи и оттуда управлять как новым парламентом и правительством, так и новым президентом.
На минувшей неделе на сайте "Единой России" появилось письмо координатора партии Абдул-Хакима Султыгова с предложением созвать после думских и президентских выборов 2008 года первый "Гражданский собор российской нации", чтобы там принять "Пакт гражданского единства". По мнению Султыгова, который раньше был никем иным как советником террориста Шамиля Басаева, а нынче стал сторонником Путина, этот "Собор должен стать беспрецедентным событием российской истории, которое можно соотнести по масштабу и значению с Земским собором, положившим конец Смутному времени... Оформить институт национального лидера как базовый элемент новой конфигурации власти в стране".
Как пишет сетевое издание Newsru.com, "говоря доступным языком, дать Владимиру Путину "особый статус", идя навстречу "нарастающему массовому движению граждан во всех регионах страны с требованием сохранить Путина как национального лидера России". Путин будет наделен "полномочиями верховной представительной власти, гражданского и политического контроля над законодательной и исполнительной властью через парламентское большинство партии Путина". Говоря простым языком, предполагается придать Путину статус "псевдоцаря" в системе сословно-представительской монархии.
Статья Султыгова вызвала противоречивое отношение. Комментируя ее, руководитель пресс-службы фракции "Единая Россия" в Госдуме Игорь Демин в интервью "Кремль.орг" отметил, что координатор по национальной политике "изложил лишь свою точку зрения" и "это не значит, что мы будем проводить его идею в жизнь, это не обсуждалось ни на одном партийном мероприятии".
Вскоре и сама статья исчезла с "медвежьего" сайта также неожиданно, как и появилась на нем, что дает основания предполагать: это был лишь один из многочисленных "пробных шаров", которые кидает встревоженная правящая бюрократия с целью зондажа общественного мнения. Но шар не простой, а очень даже увесистый. Другие источники в "Единой России" отмечают, что на шестнадцатом году существования новой России царистские идеи все еще продолжают рассматриваться всерьез: "Хотя феномен национального лидера несвойственен государствам, основанным на зрелых демократических традициях, в некоторых западных демократиях символом "национального единства" выступает именно институт конституционной монархии".
К тому же где новый царь – там и новые дворяне. И идею возрождения этого сословия в стране, по данным Newsru.com, уже давно вынашивает еще один "единоросс", глава ФСБ Николай Патрушев, которому наряду с Людмилой Нарусовой и Ксенией Собчак дворянский титул уже даровала глава российского императорского дома Великая княгиня Мария Владимировна. Как пишет сетевое издание, по мнению Патрушева, "новое дворянство" можно было бы комплектовать из людей, "преданных нынешней власти, преимущественно выходцев из силовых ведомств. В настоящее время в России уже около 14,5 тысяч таких "новых дворян".
За возрождение монархии в России неоднократно высказывался и еще один активный сторонник Владимира Путина, кинорежиссер и актер Никита Михалков. Он, как и его любимый философ Иван Ильин, уверен, что монархия с ее ограничениями для России гораздо предпочтительнее анархической демократии и свободной республики и только эта форма правления позволит сохранить в России стабильность. В нынешнем стройном хоре преуспевающих господ, страшащихся любых перемен и любой демократизации, слышны и церковные голоса, ибо, как справедливо отмечал в своей книге Эдуард Лимонов, "Без поповщины какой же царизм?". В частности, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил в эфире радиостанции "Маяк", что "очень хотел бы, чтобы нравственное состояние нашего общества восстановилось, дабы однажды, может быть, действительно явилась у нас православная монархия".
Разумеется, если смотреть из какого-нибудь Парижа или даже Киева, то конвульсии наших взрослых дядей выглядят смешно. Если не забывать одного обстоятельства: мы то живем в России, и потому здесь господа играют в свои дворянско-монархические игры вполне всерьез, в надежде, что "быдло все схавает". Оно, конечно, пикантно и забавно, когда бывший советник Басаева вдруг начинает искренне веровать в силу Земских соборов, в свое время не только не спасших Русь от очередной Смуты, но и ни от необходимости ненавистной многим вестернизации по мучительному петровскому лекалу, ни от сподвижников Емельяна Пугачева, имевших свою точку зрения как на монархию, так и на дворянство. Да и 1905, 1917, 1991 годы, неожиданные даже для оппозиции массовые акции протеста против отмены льгот всего три года назад — как ни крути, а из русской истории все же не вычеркнуть. А ведь тогда как прежние, так и нынешние тоже, наверное, думали: "Быдло все схавает".
Быдло то схавает. Но схавает ли народ? И потому, думается, все же не царское это дело, быть в нынешней России царем. Неблагодарное дело. Тем более если вновь вспомнить высказанные еще полгода назад слова "не разбирающегося в политике" Гарри Каспарова: "Температура поднимается, и мы вскоре увидим коллапс властной структуры".
Вы можете оставить свои комментарии здесь