Согласно программе в каждом ведомстве будет утвержден перечень потенциально коррупционных должностей. Это позиции, на которых чиновникам приходится непосредственно общаться с гражданами и компаниями, выдавать лицензии, разрешения, заниматься регистрацией, контролем и надзором, распределять бюджетные средства, делать госзакупки, а также назначать на перечисленные в перечне должности.
Программа также предполагает создание при органе власти "Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих", которая будет заниматься составлением и ведением "перечня коррупционногенных должностей" в органе власти.
Предполагаемые взяточники получат "компенсационный пакет", частичную компенсацию из бюджета средств, которые чиновник теряет, отказываясь от взяток. Пакет включает в себя "социальный пакет" (по аналогии с соцпакетом в коммерческих компаниях) и "отдельный порядок оплаты труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения". Сумма "компенсаций" должна быть "пропорциональна" коррупционным рискам. Кроме того, чиновников из списка переведут на срочные контракты. Сейчас большая часть госслужащих сейчас работает по бессрочным контрактам, увольнение их сложно и требует крупных компенсаций за исключением бесспорных случаев нарушения ими закона.
Эксперимент сначала пройдет в 18 регионах, называются Саратовская, Тульская, Челябинская и Калужская области. После доработки программа будет тестироваться на работоспособность: в случае с федеральными органами исполнительной власти - в 2007-2008 годах, с региональными - в 2007-2010 годах.
Впрочем, на деле все будет зависеть от состава антикоррупционных комиссий, пишет "Коммерсант". Положение о комиссиях в указе Владимира Путина от 3 марта 2007 года не оставляет надежд на то, что они будут независимыми. В них должны входить представители руководства ведомства, отдела кадров и внешние эксперты. Но эксперты могут быть лишь представителями "научных организаций или образовательных учреждений, других организаций", деятельность которых связана с госслужбой. Экспертов в комиссии должно быть не менее 25 процентов, но их имена сохранятся в тайне, позволяющей им не рисковать репутацией.
В свою очередь, ряд экспертов, в числе которых экономист и политолог Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, придерживаются мнения, что нововведение - это замаскированный способ повысить зарплату чиновникам. "Зарплата чиновников достигла такого уровня, что дальше повышать уже нельзя. Поэтому, это (антикоррупционная программа Сергея Нарышкина) есть новый способ увеличения доходов чиновников", - заявил Делягин в интервью корреспонденту Собкор®ru в понедельник.
Его мысль продолжает Георгий Сатаров, руководитель фонда "Индем", который назвал программу Нарышкина "предельно наивной". "Есть немало исследований, в том числе фонда "Индем", которые показали, что повышение зарплаты, не приводит к уменьшению коррупции", - подчеркнул Сатаров. Об этом в понедельник сообщает корреспондент Собкор®ru.
Напомним, в июньском докладе Всемирного банка о качестве госуправления Россия получила шесть баллов по семибалльной шкале подверженности власти взяточничеству - наряду с властями Венесуэлы и Ирана. Доклад послужил предметом специального заявления МИД России о его некорректности.