Пытаясь оказать правовую поддержку солдатам гарнизона города Тоцка (Всеволжско-Уральский военный округ), обратившимся с жалобами на издевательство, солдатские матери столкнулись с нежеланием военных прокуроров должным образом расследовать преступления старослужащих и командиров гарнизона.
По словам одной из участниц пресс-конференции, секретаря комиссии Союза КСМ России по проблемам последствий вооруженных конфликтов, Марии Федуловой, это гарнизон, "похожий на болото", где информация о случаях неуставных отношений тщательно замалчивается. Все это создает впечатление, будто в гарнизоне ничего особенного не происходит.
А между тем за Тоцким гарнизоном уже в течении более чем 20 лет удерживается слава одного из самых "депрессивных" мест службы. В подтверждении этого члены Союза КСМ рассказали журналистам четыре истории солдат Тоцкого гарнизона (на самом деле подобных историй значительно больше, но приведенные – самые типичные).
Первая история – это широко известная история о солдате Радике Хабирове, который прибыл в воинскую часть гарнизона в ноябре 2005 года. А через два месяца отец Радика получил телеграмму о том, что его сын находится в коме в военном госпитале. Домой Радика привезли в тяжелейшем состоянии, он весил менее 30 килограмм, а большая часть его головного мозга была атрофирована. Отец солдата узнал, что во время службы его сын несколько раз сбегал из части, и пытался повеситься. Радика вытащили из петли, но после этого он стал инвалидом. Военной прокуратурой округа было возбуждено уголовное дело по факту доведения до самоубийства военнослужащего Хабирова, но дважды прекращали следствие по причине "отсутствия состава преступления".
Вторая история произошла с военнослужащим Алексеем Левиным. Он вынужден был оставить расположение воинской части, прослужив менее 2 недель из-за издевательств над собой сослуживцев. После обращения в Московскую городскую военную прокуратуру Левин, совершивший к тому времени 2 попытки самоубийства, был госпитализирован в психиатрическую больницу. Тем не менее, решением специальной комиссии он был признан ограниченно годным к военной службе. В воинской части через 4 месяца Левина обвинили в десятках краж из автомобилей, причем совершенных в то время, когда его уже не было в гарнизоне. Левин в очередной раз сбежал, и в данный момент он разыскивается прокуратурами как грабитель.
Третья история во многом аналогична второй. В конце ноября военнослужащий военной части 21617 Василий Арефьев через четыре дня пребывания в расположении указанной части вынужден был "бежать" по тем же причинам, что и Левин.
Четвертая история связана с младшим сержантом Сергеем Першиным, который обвиняется в доведении до самоубийства младшего сержанта Василия Нойкина в августе 2006 года. До сих пор на допросы Першина не вызывали, но при этом гарнизонная прокуратура доложила в окружную, что 23 марта 2007 года уголовное дело на Першина будет передано в суд. Присутствующий на пресс-конференции адвокат Радика Хабирова, правовой аналитик Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "Агора", Рамиль Ахметгалиев дал свое объяснение беспределу в Тоцком гарнизоне. На его взгляд, существует круговая порука военного начальства, медицинского персонала, военных психологов, отвечающих за наблюдение за военнослужащими, а также представителей военной прокуратуры. "В Тоцком госпитале факты травм (таких как переломы ребер или носа) попросту не фиксируются. Соответственно, это не попадает в материалы следствия, " – заявил он. "Прокуратура же не хочет работать более широко, она выясняет только непосредственную причину телесных повреждений или смерти, а "причиной" этой зачастую являются сами пострадавшие военнослужащие," – добавил адвокат.
По сведениям Союза КСМ России, помимо Тоцкого гарнизона самой дурной славой пользуются гарнизоны Владикавказа (где солдат продают в рабство), Нижнего Новгорода, Волгограда и Волгоградской области. В последних больше всего частей, участвующих в боевых операциях в Чечне, что негативным образом сказывается на психическом состоянии военнослужащих.