Сначала – цитата с одного из форумов. "Господа либерасты из СПС, меня зовут Эдик, я простой русский рабочий паренек. Решил навестить ту партию, за которую когда-то голосовал. Да, наши пути с так называемыми правыми разошлись, я понял, что меня кинули все эти Немцовы, Хакамады и т. п. в угоду большого бизнеса. В знак протеста я надел кожаную куртку, взял в руки маузер – клавиатуру и решил дать бой всем этим либерастам. Конечно, силы не равны, ведь я простой рабочий паренек и сознаюсь, что пишу с ошибками, но знайте, либерасты, – у меня в груди бьется горячее сердце, на плечах холодная голова а в штанах отбойный молоток.
К сожалению, тот уютный уголок, где мог встречаться с вами раньше, разрушили ваши идейные соратники. Мы там все могли собраться, мирно побеседовать, но "Эхо Москвы" решила разрушить эту идиллию (Там было написано "эдилию", но я исправил орфографические ошибки и расставил запятые . – С.К.). Короче, я буду смотрящим на этом форуме от рабочих и крестьян".
Пареньку пытаются объяснить – проблема не в том, что кто-то пишет с ошибками, а кто-то нет. Проблема в том, кто как мыслит. Если мыслит... Но "смотрящий от рабочих" стоит на свом крепко: "Я специалист разговорного жанра, в котором нет знаков препинания и грамматических оборотов... СПСники, потрудитесь с пролетариатом разговаривать. Да, в последнее время в России вырос уровень жизни, и комп имеют возможность купить даже люди с небольшими доходами, к примеру, как я, и поэтому мне есть что защищать, – защищать то немногое, что появилось у меня за последние годы. За Путина пасть порву".
Подобных примеров можно было бы набрать великое множество. Интернет престает быть сферой общения наиболее образованной, "продвинутой" части общества. В политический Интернет пришел массовый человек. Самый что ни на есть человек с улицы. С уровнем культуры ниже среднего. Воспитанный на плохом кино и замороченный враньем госканалов. Человек, который мало что читал в своей жизни, кроме школьных учебников (в чем, впрочем, тоже есть сомнение), и уж точно ничего не писал, кроме разве что писем из армии. Сегодня этот человек пишет, делится мыслями, поучает, разоблачает, угрожает. Он хочет ощущать себя хозяином страны.
И это своего рода культурная революция, культурная революция номер три. Первая культурная революция в нашей стране, тогда еще СССР, осуществилась после Октября 1917 года и имела весьма неоднозначные последствия. Ликвидировав неграмотность, подготовив кадры для отечественной промышленности, медицины, образования и прочих, она одновременно создала армию не способных к самостоятельному мышлению, интеллектуально ограниченных людей, пригодных для массовой политической индоктринации. Безграмотный человек не может проштудировать статью товарища Сталина в газете "Правда". И тем более не может стать функционером ВКП(б) или сотрудником НКВД. А как протоколы писать?
Вторая культурная революция – медленная вестернизация советского общества в послесталинскую и особенно в брежневскую эпоху. Внедрение ценностей потребительского общества – автомобили, телевизоры, магнитофоны, затем видеомагнитофоны... Инкорпорация знаковых для западного общества моделей самовыражения и поведения: джинсы, длинные волосы, рок- и поп-музыка...
Сейчас грядет третья революция. Интеллектуальный регресс на новой технологической основе. Реванш традиционалистского, агрессивного, антизападного сознания на базе заимствованных с Запада информационных технологий. Вышеупомянутый Эдик по-своему талантливо выразил суть процесса: вместо маузера – клавиатура.
Та же убогая политизация культуры, что и после 1917 года. Только от политизации букваря: "Мы – не рабы, рабы – не мы" – стрелка сдвинулась к "Гадарочубайсам" и ненавистным олигархам. Политика, политика! Кругом враги народа. "Амеры", европейцы с их Страсбургом, "либералворы" и "либералбандиты", ненавистный Ходорковский, теперь вот презренный развратник Прохоров...
То же культивируемое отношение к своей стране как к осажденной крепости. Только вместо "мировой контры" – "мировая закулиса" и "вашингтонский обком". А "гнилой либерализм", хлыст сталинской идеологической чистки конца 20-х – 30-х годов, возникает на Интернет-форумах практически в первозданном виде.
И та же готовность изъясняться чужими, вдолбленными словами и стереотипными клише. И та же агрессивность, что в первой культурной революции, когда "простые рабочие и крестьянские пареньки" сбрасывали кресты с церквей, травили старую интеллигенцию, а власть, за которую они готовы были порвать пасть, выдворяла философов и писателей из России пароходами.
Словом, процесс пошел, и пошел по классической схеме: тезис – антитезис – синтез. В своем предельном выражении эта тенденция означает постепенную "шариковизацию" Интернета.
Перспективы? Я не оптимист. Регрессивное движение в культурной сфере для страны, которая в последние шесть лет регрессирует по многим направлениям, естественно. И не в последнюю очередь потому, что власть оседлала основные информационные потоки и отучает народ думать. Иными словами, в современной России поэт Иван Безродный имеет мало шансов превратиться в профессора Ивана Николаевича Понырева. Увы, превращение нахрапистого и ограниченного пролетарского поэта в осознавшего свою ограниченность совестливого интеллигента – не типично для эпох "культурной революции".
Конечно, культурные революции накатывают на социум волнами. И когда-то, за далеким историческим горизонтом, вектор развития, может быть, изменится. Но от ленинской культурной революции до авангардной ленноновской "Revolution № 9" – дистанция огромного размера.
Вы можете оставить свои комментарии здесь