Ввиду мистической неспособности ARD наладить телемост с Москвой, в прошлое воскресенье я не смог принять участие в ток-шоу Сабины Кристиансен о России. Итак, в этой статье о том, что я не смог сказать там.
Несмотря на результаты, к которым привели сначала британские, а потом и международные усилия по расследованию убийства Литвиненко, истинным виновником в этом триллере а-ля Джеймс Бонд является мафиозная структура путинской власти, а кроме того, проблема лежит в плоскости жестокой борьбы за наследование президенту, которого эта структура произвела. Поскольку мы не располагаем никакой информацией, мы можем только умозрительно рассуждать о том, кто и зачем заказал это убийство в Лондоне. Конечно, убийцы Александра Литвиненко, а также Анны Политковской должны предстать перед судом. Но кто и кого пытался защитить или дискредитировать этими убийствами – на этот вопрос ответа мы, скорее всего, никогда не получим.
Единственное, о чем нам хорошо известно, так это о существовании в Кремле различных фракций, которые отчаянно стремятся сохранить контроль над огромными энергетическими ресурсами, отобранными ими у российского народа. Эти группировки располагают почти неограниченными возможностями, и они будут безжалостно биться за то, чтобы сохранить систему, которая приносит им огромные прибыли. Некоторые хотят заставить Путина пойти в 2008 году на третий срок, другие в то же самое время дерутся за посты – на случай, если он все же уйдет. Третьи хотят как можно быстрее узнать имя его преемника, чтобы, насколько это возможно, сохранить вертикаль власти в рабочем состоянии. Причем, уверяю вас, такая борьба – прямо или косвенно – потребует в ближайшие год с четвертью еще больше жизней, именно как следствие этих убийств.
Убийство Литвиненко разрушило фасад российской стабильности при Путине. Возможно, западные средства массовой информации, а также политики, наконец, честно посмотрят на авторитарный режим, который в настоящее председательствует в "большой восьмерке", объединении ведущих индустриальных государств. До сих пор Запад всегда смотрел сквозь пальцы на то, что во время правления Путина в России было создано современное полицейское государство. Европейские лидеры полагали, что, заплатив столь высокую моральную цену, взамен они приобретут безопасность. Но теперь они должны понять, что такая сделка – это обман.
Теперь граждане западных стран осознали опасности, с которыми россияне живут уже в течение многих лет – пока наша демократия шаг за шагом подвергается демонтажу. Политическая оппозиция в России не имеет доступа к СМИ. Она живет в состоянии постоянной угрозы правового произвола и физической расправы. Всего несколько дней назад Путин подписал изменения к закону, которые в предвыборный период запрещают любую критику оппонентов. Теперь критика государственных лиц может быть объявлена экстремистской деятельностью и привести на скамью подсудимых.
Кроме того, западные СМИ утверждают, что Путин пользуется популярностью. При этом они ссылаются на опросы общественного мнения, которые, однако, не имеют никакого значения в стране, в которой большинство людей привыкло жить в страхе перед собственными вождями. В которой многие элементарно боятся, что будет еще хуже, если это полицейское государство рухнет. Европейские средства массовой информации постоянно упоминают российский ВВП и рассказывают о 15 процентов россиян, нажившихся на росте цен на энергоносители, который удерживает на плаву российскую национальную экономику. Но чем живут оставшиеся 85 процентов населения – 120 миллионов человек – которым пришлось пройти через падение уровня жизни в то время, когда казна разбухала от нефтяных и газовых доходов?
Те из нас, кто борется за демократию в России, не просят помощи ни у Германии, ни у остальных западных лидеров или средств массовой информации. Но мы просим вас прекратить оказывать поддержку нашему коррумпированному и все более репрессивному режиму. И прекратите верить утверждениям Путина, что в России правит бал демократия. Тем самым вы способствуете искажению истинного смысла слова "демократия". Когда Герхард Шредер начал работать на "Газпром", кремлевская пропаганда на все лады повторяла, что всяк имеет свою цену, даже немецкий канцлер.
Если у кого-то еще остаются какие-либо сомнения в диктаторской сути путинской власти – то эти сомнения помогут развеять слова двух высокопоставленных официальных лиц. Спикер Госдумы Борис Грызлов говорил: "Парламент – это не место для дискуссий". А генеральному прокурору Юрию Чайке принадлежит высказывание: "Главным приоритетом Генеральной прокуратуры является тесное сотрудничество с правительством".
Итак, поскольку российские СМИ находятся под контролем власти; поскольку наша избирательная и судебная системы превратились в фикцию; поскольку наша внутренняя политическая борьба ведет к тому, что льется кровь граждан других европейских стран, – для европейских СМИ настало время проявить то мужество, которого не достает политическим лидерам этих стран. Это мужество сравнимо с полонием-210: его достаточно даже в минимальном количестве.
Словно постскриптумом к этому тексту прошла информация о том, что в прошлый вторник впервые был применен новый закон об "экстремизме", подписанный Путиным несколько дней назад, – когда десяток служителей закона ворвались в офис Объединенного гражданского фронта, той оппозиционной группы, председателем которой я и являюсь. Они искали "экстремистскую литературу" и унесли с собой коробки с листовками и стикерами, которые мы хотели использовать в эту субботу во время марша протеста в Москве. По иронии судьбы все это случилось 12 декабря – в День российской Конституции.
Süddeutsche Zeitung, 18.12.2006, перевод сайта Inopressa.ru
Вы можете оставить свои комментарии здесь