Лев Левинсон в своем выступлении заметил, что закон о противодействии экстремизму заменяет собой политические статьи сталинской эпохи. По его словам, расширение набора признаков экстремизма позволяет власти использовать закон как инструмент подавления любой гражданской активности. Левинсон также отметил, что в большинстве случаев методы следствия и дознания по делам об экстремизме являются незаконными и жестокими. "Заключение под стражу дает возможность ломать, пытать, выбивать показания", - сказал он. В России же, по словам Левинсона, наряду с широкомасштабной практикой пыток не существует мер по их недопущению.
Вместе с тем, на "круглом столе" обсуждалась проблема преследований и уголовных осуждений мусульман на Северном Кавказе. Член правления правозащитного общества "Мемориал" Григорий Шведов подчеркнул, что государство использует в своей политике идею борьбы с врагом, которым объявило "молодых мусульман". По его словам, сепаратистская борьба на Северном Кавказе превратилась в борьбу против преследования людей по религиозному признаку. "В сложившейся системе быть мусульманами для них невозможно", - заметил Шведов. Одной из главных причин обостренной ситуации, по его мнению, являются внеправовые репрессии, которые осуществляются против религиозных деятелей в мусульманских республиках.
Важной проблемой, по общему мнению участников "круглого стола", остается освещение информации о нарушениях прав человека в СМИ. "На сегодняшний день в России роль СМИ нулевая или минус нулевая", - сказал Валентин Гефтер.
30 октября в России с 1991 года отмечается День памяти жертв политических репрессий, в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года. Акции поминовения жертв политических репрессий проходят в этот день по всей России.