Сложности возникают, когда уголовное дело возбуждается при отсутствии явных признаков преступления. Например, по уголовным делам, связанным с гибелью военнослужащих. В 4 июня 2003 года Генеральная прокуратура РФ и Главная военная прокуратура РФ издали совместный приказ №111 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране жизни и здоровья военнослужащих, а также при производстве по уголовным делам об их гибели, самоубийствах и причинении им тяжкого вреда здоровью". Согласно этому документу проведение предварительного следствия считается обязательным по всем фактам гибели, самоубийств военнослужащих, причинения тяжкого вреда их здоровью.
Выполняя требования данного приказа, военная прокуратура возбуждает по факту гибели военнослужащих уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), но признавать родителей погибшего военнослужащего потерпевшими по данному уголовному делу зачастую отказывается. То есть когда в ходе предварительного следствия, родители погибшего военнослужащего обращаются с заявлением к органам предварительного следствия о признании их потерпевшими, то, как правило, им в этом отказывают. Свое решение следователи обычно объясняют так: мол, сведений о том, что смерть военнослужащего наступила в результате чьих-либо противоправных (преступных) действий нет, поэтому нет и законных оснований для признания их (родителей) потерпевшими.
Такое решение незаконно, так как нарушает положения ст. 52 Конституции РФ, согласно которой государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Не признание родителей потерпевшими нарушает их право доступа к правосудию, лишая возможностей, предусмотренных ст. 42 УПК РФ, – знакомиться с назначениями и заключениями экспертиз, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с протоколами следственных действий с его участием и т.д.