Они не политики, они полицейские. И, как и положено полицейским, они решают проблемы либо насилием, либо не решают их вовсе. Задача оппозиции – предложить стране политический, ненасильственный выход из клубка межнациональных проблем.
Я говорю "проблем", во множественном числе, потому что проблема не одна, их несколько, и каждая требует отдельного решения. Я хочу высказаться лишь по одной из них, может быть, самой болезненной.
Все граждане России имеют равные права – это аксиома. Никакого возврата к "зонам оседлости" не будет. Никаких коллективных выселений одних граждан России другими гражданами России не будет. Тем, кому это не нравится, придется с этим смириться. Ради неизжитых фобий граждан, страна не может вернуться в 19-й век.
И все же, надо признать, "чеченский вопрос" стоит особо. Между русскими и чеченцами – реки крови, пролитой не сто лет назад, а совсем свежей крови, взывающей к обоюдному мщению. Поздно спорить, кто виноват: царь Борис, начавший войну, или сепаратисты, спровоцировавшие войну. Факт остается фактом: отношение русских к чеченцам, как и чеченцев к русским, – враждебное. И таковым оно останется еще значительное время, вне зависимости от воспитательных усилий государства и наиболее просвещенных граждан. Это не поверхностная этническая неприязнь, как бывает в других случаях. Это – вражда, которая в любой момент, в любой точке России может вспыхнуть и стать детонатором взрыва.
Поэтому разумно было бы разъединиться. Надо смотреть правде в глаза: Чечня – и так "отрезанный ломоть". Кадыров хитростью и лестью добился того же, чего Масхадов и Басаев добивались боевыми действиями: вывода российских войск и независимости Чечни. Да, и войска еще не все выведены, и независимость пока – "полунезависимость", но ясно, что дело идет к выходу Чечни из РФ. Чеченцы хотят иметь свое государство, это подтверждают и недавние экономические инициативы, предложенные Кадыровым и его окружением.
Будущему парламенту России надо пойти навстречу желанию чеченцев, выдвинув встречное условие: репатриация в обмен на независимость. Президент и правительство независимой Чеченской республики должны призвать соотечественников на родину, и при содействии российских властей обеспечить их выезд. Все должно происходить цивилизованно: у людей должно быть время на решение своих хозяйственных, имущественных проблем. Мародерство следует пресекать железной рукой, по-большевистски. Двойное гражданство в этом конкретном случае следует исключить. Просьбы тех чеченцев, которые пожелают остаться в РФ, должны быть рассмотрены в индивидуальном порядке. Например, человек может мотивировать свое желание остаться в РФ тем, что он боится преследований со стороны властей Чечни и тому подобное.
Так может выглядеть разумное решение вопроса. Все получат то, чего хотят. Как и всякое политическое решение, оно никого не удовлетворит полностью, но удовлетворит многих в значительной степени. Русские, чеченцы, западное сообщество, исламский мир – кто может возразить по существу против такого решения? 18 сентября Кадыров поставил перед своими министрами задачу: "создать условия для возвращения в республику лиц, которые находятся в пунктах временного проживания". Речь идет о квартирах, компенсациях, земельных участках под строительство жилья. Вот и отлично. Межгосударственные договоренности только укрепят намерения чеченских властей вернуть соотечественников на родину.
Только один принципиальный противник может быть у этого проекта – команда Путина (или его преемника). Потому что для них Чечня – больше, чем Чечня. Чечня – это краеугольный камень всей "вертикали власти". Чечней, то есть "борьбой с терроризмом", оправдывается все: и бесконечные проверки паспортов на улицах (вплоть до изъятия!), и отмена выборов губернаторов, и снятие оппозиционеров с поездов, и прослушивание телефонов, и попытки контролировать Интернет... Уберите из этой конструкции Чечню, и все рухнет. Рухнет, прежде всего, в сознании граждан, которые начнут задавать вопросы: а зачем все эти полицейские меры?
И еще маленькие, но приятные бонусы ждут граждан РФ, в случае принятия программы "репатриация в обмен на независимость": господина Кадырова куда реже будут видеть в Москве, не будет бандитских налетов на Питер героя России бригадного генерала Ямадаева – как это случилось недавно, на питерском мясоперерабатывающем предприятии "Самсон". И миллиардные денежные потоки не будут проваливаться в Чеченскую республику, как в "черную дыру".
Хочу сказать, что сам я не питаю неприязни к чеченцам и вообще к приезжим. Я и сам иммигрант в РФ – хотя и с западных краев бывшей империи, но иммигрант. И в Латвии я принадлежал к угнетаемому последние 15 лет русскоязычному меньшинству. Почем фунт "мигрантского" лиха, я знаю не понаслышке... И нацболы в тюрьмах и на зонах как правило отзываются о сидящих там чеченцах, как о достойных людях. С куда большим удовольствием я бы посадил на "философский пароход" всю насквозь продажную чиновничью сволочь Российской Федерации, дав им в компанию миллион спившихся российских алкоголиков, и… пожелал бы пароходу затонуть где-нибудь посреди океана. Но надо быть реалистом. Наследие двух чеченских войн, где стороны активно резали и пытали друг друга, не перечеркнешь.
История знает примеры цивилизованного "развода" народов. Например, в 1939 г. балтийские немцы ("остзейцы") в соответствии с латвийско-германскими договоренностями уехали из Латвии в Германию. Все происходило достаточно дисциплинированно. Примерно 10-12% остались в Латвии, не убоявшись надвигающейся советской власти.
Я заметил, что в РФ межнациональные отношения не принято обсуждать как политическую проблему. Власть мычит что-то невразумительное. А у остальных – либо ура-патриотические эмоции, не имеющие никаких политических перспектив, либо эмоции либерально-правозащитные. То есть, люди как бы исходят из того, что сами они рулить страной все равно никогда не будут, зато есть тема поговорить.
Фантазировать никому не запретишь. Но политическая оппозиция, если ее цель – не шаркать туфлями по паркету Госдумы, а управлять страной, должна предлагать идеи, имеющие практическую ценность.
Вы можете оставить свои комментарии здесь