Россия не испытывает особых проблем с источниками воды, но их качество постоянно ухудшается. Вызывает беспокойство состояние основной российской водной артерии – Волги и ее притоков, снабжающих водой практически все прибрежные города и поселки. Естественные процессы ее самоочищения уже не справляются с огромным количеством загрязнений, которые поступают на всем протяжении реки.
По данным Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана, качество атмосферного воздуха и состояние водных объектов в промышленных городах не отвечает санитарно-гигиеническим нормам. В соседней Удмуртии ижевский пруд, служащий основным источников питьевой воды, превратился в зловонную болотного цвета лужу. Так что состояние закрытых водоемов вызывает беспокойство во многих регионах России. Набирают рост процессы загрязнения воды и дна органикой, приводящие к деградации водоемов. Развивается фитопланктон – сине-зеленые, бурые водоросли, нарушается кислородный режим, а в итоге – заморы, запах застоявшейся воды.
И такое положение с источниками питьевой воды, конечно, сказывается на здоровье населения. По заключению Всемирной организации здравоохранения социальные факторы составляют около 50%, биологические - около 20%, антропогенные факторы - 20% и медицинское обслуживание - 10%. Однако сегодня в этот расклад уже вносятся коррективы. Стало очевидным, что в регионах, испытывающих повышенную антропогенную нагрузку, уровень здоровья населения снижается быстрее. Видимо, поэтому участники республиканской научной конференции "Актуальные экологические проблемы Татарстана", проходившей в этом году в Казани, анализируя влияние различных факторов на здоровье населения Татарстана, предложили особо выделить природные факторы, как системообразующие.
Преобладающая площадь почв и воды республики испытывают дефицит йода, цинка и селена, что обуславливает высокий процент эндокринных заболеваний, особенно заболеваний щитовидной железы и эндемического зоба. Практически все источники республики, снабжающие население питьевой водой, испытывают дефицит фтора, его концентрация почти в три раза ниже физиологической нормы, а это дает 100 % поражение зубов населения республики кариесом. При этом геохимический состав питьевой воды зачастую не соответствует рекомендованным нормам. Водные объекты юго-востока Татарстана характеризуются повышенной минерализацией, жесткостью, высоким содержанием хлоридов, сульфатов, ионов кальция, что вызывает рост числа заболеваний органов пищеварения и мочеполовой системы.
Качество воды в республике, как это было заявлено на конференции, у экологов и врачей республики вообще вызывает много вопросов. Роспотребнадзор РФ и другие природоохранные службы проводят проверку выполнения норм экологического законодательства пользователями источников воды и выявляют многочисленные нарушения. К нарушителям применяются меры наказания в виде административных штрафов и предписаний, но они, в основном, не выполняются. Это привело к тому, что ухудшилось состояние систем и сооружений централизованных водопроводов и качество питьевой воды. По мнению специалистов, питьевая вода не только плохого качества (неприятный запах, привкус), но и токсична. А в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Елабуге минусы усиливаются из-за полного отсутствия барьерной функции водопроводных очистных станций.
Острота проблемы заставила ряд субъектов РФ принять законы "О питьевой воде". В большей части субъектов РФ разработаны региональные программы по улучшению снабжения населения питьевой водой, кое-где такие программы в стадии подготовки. Но все наработки регионалов могут быть перечеркнуты федеральными законами. В частности, введение в действие Водного кодекса не только ограничит россиянам доступ к водным объектам, но и лишит возможности контролировать использование водных ресурсов и сохранять их чистоту и безопасность.
Очень беспокоит то, что водоемы вот-вот будут переданы в пользование арендаторам. Известны случаи, например, в Оренбургской области, когда новоявленные хозяева водных объектов не допустили микробиологов, чтобы взять пробы воды для проверки ее на содержание вирусов, вызывающих опасные заболевания.
Никакие более или менее правильные документы не решат проблему, если не будет должного финансирования и федеральная власть не проявит волю в установлении порядка. А этого и не наблюдается. Чехарда в природоохранных ведомствах, которая наблюдается на протяжении последних пятнадцати лет, приобрела уже системный характер. При этом кадровой потенциал, держащийся на энтузиастах, подрывается президентскими назначениями. Так бывший полпред президента генерал Константин Пуликовский, человек далекий от экологии, был назначен руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Проводя в Татарстане совещание о совершенствовании государственного экологического контроля, он показал себя откровенным лоббистом бизнеса и объявил борьбу с отрицательными заключениями экологической экспертизы.
Большое недоумение у экологов вызывает и позиция другого деятеля природоохранного ведомства Олега Митволя, заместителя начальника Росприроднадзора. Этот господин прославился на всю страну борьбой с незаконной коттеджной застройкой берегов водоемов, в частности, Подмосковья. На такое узкое видение миссии природоохранных ведомств вынужден был даже отреагировать министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. Он заметил, что на сегодняшний день до 90% промышленных и канализационных стоков недоочищено, 50% стоков совсем не очищаются и попадают в водоемы. По его мнению, именно на создании системы реконструкции и модернизации водоочистных каналов и должны сосредоточить свои усилия руководители природоохранных ведомств, а не бороться против дачников. Но справедливые слова служат лишь оправданиями, слегка прикрывающими, в целом, уродливую систему.