Интрига вокруг московских посиделок Содружества на московском ипподроме, где одновременно проходили скачки на приз президента РФ, начала закручиваться за несколько дней до события. Сначала мятежный с точки зрения Москвы Саакашвили затребовал личную встречу с Путиным. В Кремле тянули-тянули с ответом и не вытянули. Горячий грузинский президент сам отказался ехать. Быть одним из прочих, да еще когда тебе явно уготована роль мальчика для битья, не каждому понравится.
Президент Ющенко, оказавшийся накануне саммита у разбитого корыта "оранжевой" коалиции, в том числе и по собственной вине, также решил остаться дома. Украинским лидерам сегодня не до СНГ. Только Туркменбаши остался верен своему курсу – просто не приехал и все тут.
Самый неприятный синдром – безусловно, не приезд Кочаряна. Какой бы там страшный насморк не мучил армянского лидера, симптомы ухудшения российско-армянских отношений есть. Во-первых, фактическая блокада Грузии бьет и по дружественной Армении – транспортные коридоры одни и те же. Во-вторых, в России регулярно избивают армян на почве межнациональной вражды. Руководители армянской общины России не раз выражали озабоченность сложившейся ситуацией.
Проведение неофициального саммита глав СНГ сразу после грандиозного мероприятия G8 в Петербурге было ошибкой с точки зрения публичной политики. Вселенский масштаб первого события явно перекрывал собой второе. Сначала к российскому президенту съехались самые сильные мира сего и внимали каждому его слову. А на тусовку непонятного Содружества, которое в Кремле давным-давно назвали формой цивилизованного развода, изволили не явиться целых четверо.
Даже странно, почему российская власть, традиционно придающая огромное значение внешним эффектам, совершила такую тактическую ошибку. Единственное рациональное объяснение – на встрече лидеров СНГ Путину лично необходимо было обнародовать президентам республик бывшего СССР нечто такое, что касается всего постсоветского блока и что обсуждалось за закрытыми дверями на G8. Ведь ходили же перед саммитом упорные слухи: Россия обменяет жесткую позицию по Ирану на невмешательство в продвижение стратегии "энергетической безопасности" или третий срок нынешнего Президента.
На мысли о некой закулисной составляющей встречи наводит и полное отсутствие вменяемой повестки дня. Даже у неофициальных саммитов первых лиц она, поверьте, обязательно бывает. План по реформированию Содружества, предложенный Назарбаевым был больше похож на очередную пиар-акцию мудрого правителя Востока. Беспроигрышный вариант – выдвинуть правильную, но мало реализуемую в будущем инициативу. Напомним, Нурсултан Абишевич предложил сделать так, чтобы решения СНГ стали обязательными для всех стран. А то, мол, из принятых 1500 документов, "работает" едва ли одна десятая часть. Неужели ради этого нужно собираться в Москве, да еще и на ипподроме?
Между тем, похоже, страны-участницы СНГ начинают договариваться между собой за спиной большой России. Так, главы Азербайджана и Молдавии обсуждали вопросы привлечения азербайджанских экспертов к проекту по разведке нефтяных и газовых месторождений в Молдавии. Обе страны как раз не отличаются пророссийской позицией в СНГ, например, входят во "вражеский" ГУАМ. Возможно, горизонтальная координация внутри ГУАМ, без давления претендующей на роль руководительницы России, оказывается эффективней вертикали СНГ. Впрочем, кулуарные переговоры Алиева с Ворониным тоже не входили в повестку.
Для Путина саммит "восьмерки" стал лебединой песней. Если иметь в виду, что он уходит. И неофициальная встреча глав СНГ выглядит неуклюжей попыткой еще раз показать нам расположение бывшей метрополии к республикам в стиле "барин созывает гостей".
Но если он остается, и определенные договоренности об этом были достигнуты во время G8, то рядовая встреча на ипподроме приобретает совсем другое значение. Это ход конем в отношении остальных лидеров СНГ, прояснение им нового-старого геополитического расклада, магическая фраза "Я остаюсь".
Гадать нам осталось недолго, новый выборный цикл не за горами.