"У тех граждан России, кто был обманут главарями бандформирований и вовлечен в преступную деятельность, есть реальный шанс вернуться к мирной жизни,– заявил в начале заседания журналистам Николай Патрушев.– А те, кто продолжит преступную деятельность, понесут заслуженное наказание". По словам главы НАК, который в субботу 15 июля предложил боевикам сдаться до 1 августа, проект постановления об амнистии будет сразу же направлен в администрацию президента и в Госдуму.
В ближайшее время проект постановления будет направлен в администрацию президента и в Госдуму. Причем депутатов отзовут из летних отпусков, чтобы они объявили амнистию, считает член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
В Кремле считают, что после гибели наиболее авторитетных лидеров боевиков, прежде всего Шамиля Басаева, сложилась уникальная ситуация, используя которую можно закончить войну в Чечне, отмечает газета.
Депутатам, по данным газеты, предстоит уточнить перечень деяний, на которые будет распространяться амнистия. По словам Гудкова, в этот перечень не попадут умышленные убийства, теракты, похищения людей и посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин заявил, что амнистированы не будут иностранные наемники. Отметим, что, по мнению главы правительства Чечни Рамзана Кадырова, среди боевиков чеченцев не более 60 человек, а остальные - выходцы из других северокавказских регионов и иностранцы.
Рамзан Кадыров в ближайшее время намерен командировать в Европу для переговоров с живущими там чеченскими сепаратистами Магомеда Хамбиева. Хамбиев был министром обороны в правительстве Аслана Масхадова, сообщает "Коммерсант".
Седьмая амнистия
Само по себе объявление амнистии вопросов не вызывает. Оно стало логическим продолжением пропагандистской акции, сопровождающей проведенную спецоперацию.
Тем не менее, остановить войну амнистия не в состоянии. Как минимум, по двум причинам.
Первая их них – это фактический хозяин Чечни Рамзан Кадыров.
Дело в том, что бывшие боевики, решившие воспользоваться объявленной амнистией, придут сдаваться не Николаю Патрушеву и даже не президенту Алу Алханову. Они будут вынуждены обратиться в ближайшее отделение внутренних дел. Где сейчас работают, в основном, люди, лично преданные премьер-министру республики. Это означает практически неизбежную череду жестких и жестоких разборок с "амнистированными". Предотвратить эти разборки федеральный центр сегодня не в состоянии. Поэтому, скорее всего, боевики лишний раз крепко подумают, прежде чем отправляться прямиком в лапы к "кадыровцам".
Кроме того, заявляя о возможном "прекращении войны в Чечне" власти случайно или намеренно упускают из виду тот очевидный факт, что вооруженный конфликт уже давно перешагнул границы этой республики. Террористическое подполье в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане (к которому, видимо, амнистия относиться не будет) живет по своим собственным законам, и приготовилось к длительному сопротивлению. Для решения кавказского вопроса в комплексе нужна не очередная амнистия, а государственная стратегия или даже закон, определяющий политику России в регионе и инструменты ее реализации.
Мы не говорим уже о том, что, судя по высказываниям думца Александра Торшина, предстоящая амнистия не будет принципиально отличаться от тех, что объявлялись ранее. Напомним, что всего их было шесть. Последняя по времени амнистия объявлялась в 2003 году. Тогда власти амнистировали 171 боевика. А также 226 российских военнослужащих и милиционеров, совершивших различные уголовные преступления.
Нет достаточных оснований полагать, что сейчас число желающих воспользоваться амнистией будет значительно больше.
Юрий Гладыш, обозреватель Каспаров.Ru