По мнению Гайдара, у сегодняшней модели российской армии найдется как масса сторонников, так и масса противников. Последние будут говорить, что в воинских частях "буйным цветом цветет дедовщина", солдаты бегут из казарм с оружием и стреляют в своих сослуживцев, издевающихся над ними. Сторонники, главным образом генералитет, будут доказывать, что в армии все совсем не так плохо, что СМИ искусственно нагнетают обстановку вокруг дедовщины, что виновато Министерство образования, которое не хочет вводить в школах начальную военную подготовку, и что общество виновато в неправильном воспитании молодых людей. И сторонники, и противники не правы: даже если бы в России сейчас был самый лучший в мире министр обороны и генералитет, это не решило бы всех проблем, а проблемы эти не тактические, а стратегические, считает Гайдар.
Он рассказал ростовским журналистам, как несколько лет назад ему в руки попали документы, в которых царские генералы утверждали, что введение системы призыва, вместо существовавшей до этого рекрутчины, погубит российскую армию. Точно так же сегодня генералы утверждают, что контрактная армия вместо призывной приведет к краху российской обороноспособности. Система призыва формировалась в аграрных странах, где на одну женщину по статистике приходилось 6-7 рождений, где более 80% населения проживало в сельской местности, а уровень грамотности едва достигал 8% от общего числа граждан страны. Поступление на службу в армию в таких странах гарантировало, как минимум, обучение грамотности, приспособление к жизни в недеревенских условиях, обучение какой-либо "городской" специальности и давало так называемую "путевку в жизнь". Сегодня же на одну женщину приходится около 1,5 рождений, в сельской местности проживает не более 15% населения, а уровень грамотности достигает почти 100%. Никаких новых стимулов для службы в армии не появилось, а следовательно, армия стала непопулярным институтом, считает Гайдар. Служить теперь идут те, кто не в состоянии откупиться, "отмазаться", т.е. самые бедные слои населения. Армия стала своеобразным налогом на бедность, отсюда мы и получаем агрессию служащих молодых людей, которые не довольны тем, что им приходиться платить этот "налог", заявил Гайдар.
Он считает, что отмена отсрочек, лоббируемая Минобороны, только усугубит ситуацию. По его мнению, даже если призвать на службу всех студентов, то от такой армии не будет толку: они попросту не будут воевать, а общество поднимет бунт.
Единственным выходом из сложившейся ситуации Гайдар видит переход армии на контрактную основу с сохранением всеобщего призыва на 6 месяцев. Этого срока достаточно для обучения молодых людей основным навыкам ведения боевых действий. Этот шестимесячный призыв позволит создать тот необходимый военный резерв, который, ввиду своего геополитического положения, должна иметь Россия, уверен Гайдар. Постоянный же контингент войск он предлагает формировать на контрактной основе.
Согласно исследованиям, проведенным в Институте экономики переходного периода, перевод армии на контрактную основу будет стоить российскому бюджету 0,3% от ВВП, а содержание такой армии равно содержанию армии призывников. По словам Гайдара, при переходе на такую систему армия станет намного эффективнее, потому что люди будут воевать за свою зарплату, а не за призрачное понятие, а шестимесячный срок призывной службы позволит избавиться от явления дедовщины и подготовить кадры для контрактной армии. В свою очередь, служащие в войсках, формируемых на контрактной основе, будут получать определенные поощрения в виде льгот при поступлении в вузы и других социальных гарантий. Именно такой принцип формирования российской армии, а не гонения СМИ, рассказывающих о беспределе в армии, позволит сделать воинскую службу снова престижной для широких слоев населения, считает Гайдар.