Очевидно, что либерально-демократический фланг российской политики существенно изменился: жизнь делает его более радикальным. Сегодня выступления большинства хоть сколько-нибудь оппозиционных лидеров содержат риторику, предложенную в манифесте ОГФ в начале лета. Тогда наша позиция многим казалась маргинальной или даже экстремистской – теперь она стала, чуть ли не общим местом. Не будет преувеличением сказать, что сейчас Объединенный гражданский фронт задает тон оппозиции, – и для нас это знак, что мы движемся в правильном направлении.
Также по итогам Конгресса понятно: объединение по-прежнему актуально. И не пресловутое объединение демократов, а формирование право-левой оппозиционной коалиции, которая будет способна выдвинуть и довести до победы объединенного кандидата на президентских выборах.
Увы, на Конгрессе мы стали свидетелями очередного витка давно набивших оскомину "демократических разборок". Появление Михаила Касьянова – нового кандидата на роль объединителя демократов – заставило сплотиться традиционных либеральных оппозиционеров. Как именно пройдет (и пройдет ли) слияние "Яблока" и СПС, теперь уже неважно. Хор "яблочных" ораторов, воспевавших на Конгрессе свою московскую "победу", – это удручающее доказательство того, что часть демократов вслед за своими руководителями готова довольствоваться ролью карманной оппозиции. Именно эти выступления стали унылым лейтмотивом Конгресса, превратив его в мероприятие по большей части однообразное и скучное. Исключением стала энергичная речь Никиты Белых – надеюсь, что у молодого лидера СПС хватит здравого смысла и возможностей, чтобы выйти за пределы "либерального гетто".
Много и по-разному говорили о необходимости объединяться Михаил Касьянов, Владимир Рыжков и Георгий Сатаров. В выступлении Касьянова ключевым моментом стало признание собственной ошибки – участия в создании вертикали власти. Очевидно, что для бывшего премьер-министра это психологически нелегкий шаг. Рыжков сосредоточился на критике "яблочного" проекта – на мой взгляд, вполне обоснованной и справедливой. Сатаров сформулировал основные принципы "общественного контроля" над формированием объединенной демократической партии. Показательно, что главный из этих принципов – отказ от каких бы то ни было переговоров с Кремлем – вызвал самую позитивную и бурную реакцию зала за весь день.
Важно понимать, что Демократическая партия России и Республиканская партия России, новые политические брэнды Касьянова и Рыжкова, не наберут реального веса, если станут развиваться лишь как альтернатива блоку "Яблока" и СПС. Перспектива настоящего объединения состоит в принципиальном отказе не только от переговоров с Кремлем, но и от "дележа портфелей" внутри Садового кольца. Сильная демократическая партия имеет шанс состояться лишь в том случае, если ее сформирует представительный всероссийский съезд. При этом не может быть никаких предварительных гарантий для претендентов на лидерство.
Однако еще более существенным является поиск путей к сотрудничеству с левой оппозицией. К такой постановке вопроса Конгресс оказался не готов, о чем свидетельствует почти полное отсутствие левых даже в числе приглашенных. Между тем ситуация в стране требует самой широкой консолидации протеста. Именно такую задачу ставит перед собой Объединенный гражданский фронт.
Так получилось, что у левых и правых на данном этапе истории России много общих целей. Да, по идее левые и правые – силы, политически конкурирующие. Но только не в нынешних условиях. Пока на повестке дня только одна задача: нам всем необходимо создать условия для политической конкуренции. И только когда это удастся – преодолев сопротивление путинского режима – можно будет поговорить о наших разногласиях. Мне тоже хочется поспорить о деталях экономического курса, особенностях социальной программы, прошлых ошибках конкурентов, предложить свое видение российского проекта. И только от совместных усилий зависит, когда такие споры станут частью реальных демократических процедур.
00.00.0000